Управление девелоперской компанией с помощью ИИ. Возможно ли это?
Увы, но нет.

Руководитель девелоперской компании – чуточку архитектор, немного продавец, вынужденно экономист и до глубины души строитель, стремящийся созидать новые архитектурные формы. Чтобы строить «Точно в срок» и находиться на «Пике рынка», директора девелоперских компаний глубоко вникают в производственные процессы, проводят выездные совещания на объектах и лично принимают ключевые решения, которые нельзя доверить искусственному интеллекту или информационной системе.
Однако, для принятия верных и своевременных решений руководителю нужны оперативные и достоверные данные о ситуации в проектах и компании в целом.
Даже в небольшой девелоперской компании процедура подготовки отчетности для руководителя занимает длительное время, а что говорить про крупных девелоперов, чьи портфели состоят из сотен тысяч или миллионов квадратных метров в разной стадии реализации, десятков и сотен юридических лиц и ответственных. Все эти ЮЛ и ответственные более или менее выстроили свои процессы, но не в состоянии прозрачно синхронизироваться со смежниками, чтобы любые изменения в одном направлении прогнозируемо и прозрачно приводили к изменениям в другом.
Наглядным примером подобной непрозрачной связки являются Строительный и Экономические департаменты, от деятельности которых во многом зависит жизнедеятельность девелоперской компании.
Эти и другие вопросы регулярно возникают на стыке производственного и экономического направлений.
А что с другими подразделениями? Продавцы, маркетологи, закупщики, бухгалтера, кадровики – эти и другие отделы девелопера ежедневно выполняют десятки и сотни процедур, которые неизбежно влияют друг на друга, но спрогнозировать и систематизировать это влияние не представляется возможным.
Или есть способ?
Способ есть. Точнее, семь шагов, по результатам которых можно в спокойном режиме провести цифровизацию компании.
Шаг 1. Инициация цифровизации
Чаще всего компании задумываются о цифровизации в момент, когда приспичит, то есть появится обстоятельство, которое вынуждает заняться автоматизацией производственной или общехозяйственной деятельности. У девелоперов к числу таких обстоятельств можно отнести:
Если заняться цифровизацией своевременно, то пройти этот путь можно без спешки и в комфортном режиме, эффективно балансируя между инвестициями, получаемыми эффектами и вовлекаемыми ресурсами.
Шаг 2. Формализация болей/потребностей и целеполагание
Что у вас болит?
С этого вопроса, как на приеме у врача, мы начинаем интервью с руководителями девелоперских компаний, ведь цифровизация нужна, чтобы что-то улучшить/вылечить. Заниматься автоматизацией ради автоматизации тоже можно, но только если ничего не пригорает и есть свободные средства, которые могут быть потрачены без ожиданий конкретных эффектов.
Формализовать потребности можно «на коленке» или воспользовавшись специализированными опросниками, которые могут предоставить некоторые разработчики отраслевых программных продуктов.
ЗАПРОСИТЬ ОПРОСНИК ДЛЯ ФОРМАЛИЗАЦИИ БОЛЕЙ/ПОТРЕБНОСТЕЙ: dev@ITLand.ru
Шаг 3. Формирование Дорожной карты
Как и в любом проекте, наличие плана – это важная составляющая успеха цифровизации. Мы привыкли называть его «Дорожной картой», ведь цифровизацию компании невозможно провести в один присест. Будь то один комплексный продукт или россыпь локальных интегрируемых систем, внедрить сразу все – невозможно. Даже небольшой девелопер обладает процессными особенностями, не говоря о крупных холдинговых структурах. Автоматизация всех потребностей займет время – в среднем от года до трех лет.
Наличие качественной «Дорожной карты» позволит спонсору осознанно заходить в проект цифровизации, понимая, к какому финальному результату он стремится и какие промежуточные он будет получать, ведь инвестировать серьезные суммы проще, если эффекты не будут заставлять себя долго ждать.
ЗАПРОСИТЬ ДОРОЖНУЮ КАРТУ ЦИФРОВИЗАЦИИ ДЕВЕЛОПЕРА: dev@ITLand.ru
Шаг 4. Обоснование инвестиций и эффектов
Любой вложенный в автоматизацию рубль должен быть обоснован, ведь никому не хочется тратить деньги просто ради модного слова «цифровизация».
В конечном итоге для собственника бизнеса лучшим обоснованием является финмодель, математически обосновывающая эффективность вложений в автоматизацию. Ну а если финмодель будет подкреплена релевантными примерами успешной цифровизации, инвестировать будет еще легче.
При этом нужно учитывать, что фактические эффекты цифровизации зачастую отличаются от прогнозируемых, но лучше иметь хоть какое-то обоснование, чем действовать вслепую.
ЗАПРОСИТЬ ШАБЛОН ФИНМОДЕЛИ: dev@ITLand.ru
Шаг 5. Разработка первичной архитектуры и определение решений
Формирование целевой архитектуры и выбор подходящих программных продуктов – одна из самых непростых задач цифровизации. Стоимость ошибки на этом шаге может быть очень существенной. Нам известны случаи, когда компании тратили десятки миллионов на внедрение решений, которые в конечном итоге оказывались неподходящими.
Собственники девелоперских компаний полагаются в этом вопросе на ИТ-директоров. Это нормальная практика, но опыт у всех разный и выбрать целевое решение, например, по календарно-сетевому планированию может оказаться просто, пока не придет осознание, что оно должно быть бесшовно связано с инструментами проектного бюджетирования, казначейством, CRM и другими внедряемыми инструментами.
На помощь ИТ-директору в таких случаях приходит «Пилотирование» – эффективный способ выбора ИТ-решения из массы на рынке, который позволит свести вероятность ошибки практически к нулю.
Варианты пилотирования:
Шаг 6. Разработка детального плана фазы «Очередь 1. Быстрый эффект»
С чего начать цифровизацию? Хочется с чего-то модного, например, с ИИ, 10D и т.п. Но это не оптимально. Двадцатилетняя практика автоматизации четко дала нам понять, что начинать стоит с тех болей/задач, которые могут принести ощутимый эффект и автоматизация которых может быть выполнена в максимально сжатые сроки.
Если говорить языком учредителя девелоперской компании, «ощутимый эффект» — это то, что положительно влияет на финрезультат.
Взвесив ключевые факторы и проанализировав результаты реализованных проектов автоматизации, мы пришли к выводу, что наиболее ощутимый и быстрый эффект для девелопера дает цифровизация трех функциональных областей, но не отдельно друг от друга, а именно в связке:
Именно с этих процессов рекомендуется начинать комплексную цифровизацию компании и включать их в рамки первой очереди автоматизации.
Подробнее о первой очереди цифровизации: https://t.me/digitalizationdiary/16
Шаг 7. Организационное и документационное обеспечение цифровизации
По любым вопросам цифровизации девелоперской деятельности можно обратиться к отраслевым экспертам по адресу: dev@itland.ru
Подробнее о решениях цифровизации для девелопера можно узнать на канале «Дневник цифровизации девелопера»: https://t.me/digitalizationdiary
Эти видео на канале мы особенно рекомендуем к просмотру руководителям девелоперских компаний и ИТ-директорам:
Выпуск №6: Кейс-проект автоматизации для девелопера: https://t.me/digitalizationdiary/16
Выпуск №8. Для чего Вам цифровизация или за какие результаты готов платить спонсор проекта (собственник): https://t.me/digitalizationdiary/20
Выпуск 12. Формирование дорожной карты цифровизации: https://t.me/digitalizationdiary/37
Выпуск 28. Как руководителю девелоперской компании обрести спокойствие, обеспечив прозрачный контроль сроков и бюджетов портфеля проектов по цене нескольких квадратных метров (обзор вариантов доступной цифровизации): https://t.me/digitalizationdiary/78
Реклама ООО «АйТиЛенд-Софт», ИНН: 7839382226, erid: 2SDnjdhgAtV
О том, как платформенные решения увеличивают LTV клиентов девелоперов.
В любой компании между отделами есть выпавшие процессы и слепые зоны, между которыми летает Excel.
Напомним, что «Домиленд» принадлежит «Самолету» ещё с 2022-го — тогда застройщик купил долю у ВТБ.
Команда S.23 внедрила ComfyUI — открытый инструмент для генерации архитектурных визуализаций.
О международном сотрудничестве, сокращении инвестиционно-строительного цикла, создании единого реестра поставщиков – эксклюзивно для Всеостройке.рф
Меморандум сроком 10 лет был подписан в рамках международной выставки и конференции в сфере девелопмента – International Property Market в Казани.
О ситуации на рынке жилья, инвестиционной привлекательности российских строительных проектов и международном сотрудничестве — эксклюзивно для портала Всеостройке.рф.
Редакция Всеостройке.рф разбирает, один из самых узнаваемых и противоречивых районов столицы — Патрики.