Skip to main content

31.03.2025 18:16

Разное

Шедевры архитектуры Москвы, которые нужно обязательно посмотреть туристу

Выбрали 10 знаковых зданий, от великолепия которых сложно оторвать взгляд.

Москва, столица России, славится богатой историей и уникальной архитектурой, отражающей различные стили и эпохи. В этой статье мы рассмотрим десять наиболее интересных и исторических зданий Москвы, которые обязательно стоит посетить туристам.

1. Успенский Собор Московского Кремля

Успенский собор – один из главных православных храмов Московского Кремля, расположенный на Соборной площади и являющийся частью Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль».  Построенный в 1479 году по указу Ивана III итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти, собор освящен в честь Успения Богородицы – одного из главных православных праздников. На протяжении шести веков собор являлся важнейшим государственным и религиозным центром России:  здесь проходили церемонии интронизации великих князей и коронации царей и императоров,  возводили в сан епископов, оглашали государственные акты и совершались молебны. В XIV–XVII веках собор служил усыпальницей для митрополитов и патриархов Русской церкви, где и сегодня покоятся мощи святых Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена. После революции 1917 года собор был преобразован в музей,  при этом сотрудники музея  максимально сохранили его внутреннее убранство, а благодаря многолетним реставрационным работам были раскрыты подлинные иконы и росписи. Богослужения возобновились в 1990 году. Собор сложен из небольших блоков белого камня и отличается монолитностью архитектуры.  Его строгие стены, украшенные лишь узкими окнами и небольшим аркатурным фризом, создают впечатление цельного каменного блока.  Богатое внутреннее убранство – фрески, иконы и церковная утварь – представляет собой произведения мирового искусства.  Современный облик собора сформировался благодаря росписям 1642–1643 годов и грандиозному иконостасу 1653 года.

2. Грановитая палата

Грановитая палата – историческое здание Московского Кремля, сохранившее свой облик практически неизменным на протяжении шести веков. Свидетель пышных пиров Ивана Грозного и торжеств Петра I, она была заложена по приказу Ивана III в 1487 году как зал для официальных приёмов. Строительство велось итальянскими архитекторами – Марко Фрязиным и Пьетро Антонио Солари. За свою историю палата неоднократно подвергалась пожарам и реконструкциям, но после реставрации 2010-х годов ее интерьеры были восстановлены практически в первоначальном виде,  включая ковер, положенный в 1883 году к коронации Александра III. Двухэтажное здание, выполненное в стиле итальянского Возрождения, получило название «Грановитая» благодаря обработке каменных блоков внешнего фасада, напоминающих грани драгоценного камня. Парадный вход – Красное крыльцо – является точной копией исторического крыльца,  восстановленного в 1990-х годах после его сноса в 1930-х годах. «Красным» крыльцо называлось из-за своей красоты («красный» в древнерусском языке означало «красивый»). Интерьеры поражают роскошью и богатством исторических деталей.  Росписи стен отражают страницы российской истории.  В ходе реставрационных работ были обнаружены артефакты: кувшины, кресты, монеты, и большая брошь (экспонируется в Оружейной палате).

Сени, или входной зал, украшен фресками на библейские и исторические темы (копии XIX века) и шестью позолоченными дверными проемами, три из которых ведут в Главный зал, Большой Кремлевский дворец и Теремной дворец. 

Главный зал – сердце Грановитой палаты, где проходили и проходят торжественные мероприятия. Его своды опираются на центральный пилон, украшенный резьбой с символическими изображениями животных. В конце XV века здесь проходили коронации великих князей и императоров (всего 19 государей, начиная с Ивана III), последний раз – в 1896 году для Николая II.

3. Государственный Исторический Музей

Государственный Исторический музей (ГИМ) – крупнейший в России национальный исторический музей,  главное здание которого расположено на Красной площади в Москве.  В комплекс ГИМ входят также храм Василия Блаженного, Музей Отечественной войны 1812 года и Палаты бояр Романовых. Здание музея на Красной площади было построено в 1875–1883 годах по проекту архитектора Владимира Шервуда и инженера Анатолия Семёнова.  Вдохновленные древнерусским зодчеством, архитекторы создали здание в русском стиле с фасадом из красного кирпича, украшенным арками, карнизами и шатровыми элементами. Внутреннее убранство богато лепниной и орнаментами, стилизованными под археологические находки разных эпох. Инициаторами создания музея выступили видные российские историки:  граф Алексей Уваров, Дмитрий Иловайский, Василий Ключевский, Иван Забелин и другие.  Устав музея, утверждённый императором 2 августа 1874 года,  определял его главную цель как  демонстрацию истории России и  распространение исторических знаний. ГИМ пережил революцию и годы Великой Отечественной войны, продолжая свою работу даже во время осады Москвы. Коллекция музея постоянно пополнялась экспонатами из других собраний и национализированных дворянских усадеб. Часть экспонатов была эвакуирована во время войны, но музей оставался открытым. В настоящее время основная экспозиция размещена на первом и втором этажах здания, третий этаж предназначен для временных выставок. В залах первого этажа сохранился исторический декор, созданный под влиянием русского искусства различных эпох.

4. Верхние Торговые Ряды (ГУМ)

На месте современного ГУМа торговля велась с XV века. Историческое название комплекса – Верхние торговые ряды, входившие вместе со Средними и Нижними рядами в торговую систему Красной площади,  разделенную между Никольской, Ильинкой и Варваркой.  В XV–XVI веках торговля осуществлялась в деревянных лавках, каменные постройки появились при Борисе Годунове (1596–1598 гг.), однако замена деревянных строений на каменные происходила медленно из-за частых пожаров. В 1780-х годах  фасад Верхних рядов со стороны Красной площади был реконструирован, получив второй этаж и арочный фасад с портиком. Проект полной перестройки, разработанный Джакомо Кваренги,  остался нереализованным.  Пожар 1812 года уничтожил комплекс,  но к 1815 году  по проекту О.И. Бове было построено новое здание в классическом стиле с портиком и куполом. Боковые части здания, выходящие на Никольскую и Варварку,  получили народное название «глаголи». Здание украшали барельефы и герб Москвы. Однако к концу XIX века комплекс обветшал,  и в 1887 году был закрыт.  На его месте были установлены временные железные лавки. После объявленного конкурса проект реконструкции, разработанный А.Н. Померанцевым, был реализован в 1890–1893 годах. Новое здание,  хотя и выдержанное в псевдорусском стиле,  сохранило прежнюю структуру:  линии, проходы и широкие витрины.  Благодаря инженерам В.Г. Шухову и А.Ф. Лолейту,  внутренние ряды были перекрыты стеклянными крышами. В здании имелись собственная электростанция, водопровод, артезианская скважина, 1200 магазинов и три зала собраний,  один из которых в 1897 году был оборудован под кинотеатр. После революции в здании размещались квартиры и государственные учреждения.  Проекты сноса здания в 1930-е годы были отменены, и в 1952–1953 годах после реставрации  комплекс возобновил работу как Государственный универсальный магазин (ГУМ),  став одним из символов Красной площади. 

5. Особняк Рябушинского

Особняк Рябушинского, построенный в 1900–1903 годах по заказу промышленника и мецената Степана Павловича Рябушинского, является выдающимся образцом архитектуры модерна. Проект здания и его интерьеров был разработан  близким другом Рябушинского, архитектором Фёдором Шехтелем. Здание отличается асимметрией фасадов,  характерной для стиля модерн, где внешнее оформление  обусловлено внутренней планировкой.  Массивный кубический объём сочетается с плавностью линий и изгибов. Фасады и фриз отделаны глазурованной плиткой и мозаикой.  Пластичные формы порталов и крылец перекликаются с орнаментами оконных рам и ограждений. Интерьеры  рационально спланированы,  с  эффективным использованием пространства,  визуально расширенного при помощи витражей. Композиция помещений построена вокруг большой парадной лестницы,  имеющей волнообразную форму. Шехтель,  учитывая  интересы заказчика, создал  тематическую  интерьерную  композицию на основе  символики водной стихии:  лестница-волна – символ  жизненного  движения,  изображения  лилий  и  саламандр  в  декоре – символ  борьбы  добра  и  зла.  Декор  богат  растительными  узорами  и  изображениями  животных  и  морских  жителей:  черепах,  медуз,  морских  коньков,  ракушек.  Витражи  в  вестибюле  изображают  крыло  бабочки,  мозаичный  пол – водную  гладь,  лепка  напоминает  пруд  с  ряской  и  улиткой.  Даже  торшеры  в  виде  крыльев  стрекозы  образуют  своеобразную  ширму  между  входом  и  остальными  помещениями. В особняке Рябушинский содержал известную мастерскую по реставрации икон. После эмиграции Рябушинского в 1917 году часть его коллекции старообрядческих икон была передана в Третьяковскую галерею. После 1919 года в особняке размещались различные государственные учреждения, в том числе Госиздат,  Всесоюзное общество культурных связей с заграницей и даже детский сад, который посещал Василий Сталин.  В 1931 году Сталин передал особняк Максиму Горькому. С 1965 года здесь находится музей, посвящённый жизни и творчеству Горького.

6. Дом Мельникова

Архитектурное произведение Константина Мельникова, возведенное в 1929 году, представляет собой уникальное жилое здание, предназначенное для проживания архитектора и его семьи.  Эта  неординарная постройка, расположенная в Кривоарбатском переулке в Москве,  приобрела мировую известность не только как место обитания своего создателя, но и как выдающийся образец советского авангарда,  являясь одним из самых ярких достижений архитектора, своеобразной вершиной его творческого пути. Замысел создания этого экспериментального дома-мастерской зародился еще в период обучения Мельникова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.  Первоначальный план приобретения и перестройки существующего здания был отвергнут автором уже к 1920 году.  Сохранившиеся в личном архиве эскизы демонстрируют эволюцию проекта: от первоначального варианта квадратного дома с русской печью до усеченной пирамиды,  и, наконец, до окончательной цилиндрической формы,  определенной, по всей видимости,  влиянием неосуществленного проекта клуба имени Зуева. Неудача этого проекта подтолкнула Мельникова к  использованию  части  разработанных  идей  в  проектировании собственного жилища. Здание задумывалось не только как жилое пространство, но и как полноценная мастерская.  В процессе проектирования архитектор руководствовался исключительно собственными предпочтениями,  не прибегая к  использованию  образцов,  предшествующих  проектов или  установленных  норм. Цель Мельникова заключалась в создании дома,  отражающего его индивидуальность и  функциональность,  равно  пригодного  как  для  творческой деятельности, так и для комфортного проживания. Этот трехэтажный шедевр советского авангарда был построен в период завершения НЭПа.  Он рассматривался как потенциальный образец для строительства домов-коммун. Примечательные особенности дома включают в себя  силуэт, основанный на сетчатой конструкции, разработанной совместно с Владимиром Шуховым. Здание отличается  оригинальным  фасадом,  созданным  с  помощью  57  шестигранных вертикальных окон, формирующих  запоминающийся  орнамент.  Планировка дома включает в себя: на первом этаже – прихожую, кухню, санузел, две идентичные по размеру детские комнаты, гардероб, рабочую комнату для хозяйки и коридор; на втором этаже – гостиную и общую спальню для всех членов семьи, оснащенную двенадцатью шестиугольными окнами, открывающими вид на сад;  на третьем этаже – мастерскую,  которая первоначально использовалась самим архитектором, а затем – его сыном. Ещё в 70-х годах XX века сам Мельников,  чьи проекты стали визитной карточкой молодой советской архитектуры,  высказывал идею создания в своем доме музея. В настоящее время, согласно распоряжению Министерства культуры Российской Федерации, дом архитектора Мельникова  имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.

7. Центральный Дом ученых

История Центрального Дома ученых (ЦДУ) тесно переплетена с историей развития научной и культурной жизни Москвы.  Его основание в 1922 году на Пречистенке – неслучайный выбор места.  Район, включающий улицы Пироговская и Волхонка,  с давних пор  концентрирует  значительное число  научных  учреждений:  институты  Российской академии наук,  Академия художеств,  гуманитарные факультеты Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова,  Российская государственная библиотека и  многочисленные музеи.  Близость к этим центрам интеллектуальной деятельности  определила  месторасположение ЦДУ и  способствовала  его  процветанию  в  течение  десятилетий. Здание Центрального Дома ученых,  возведенное  в  результате  масштабной  реконструкции  прежней  постройки  в  конце  XIX–начале XX веков,  представляет  собой  выдающийся  пример  русского  неоклассицизма  с  элементами  модерна.  Проект  реализован  архитектором  Анатолием  Гунстом  по  заказу  вдовы  известного  русского  промышленника  И.Н.  Коншина  и  был  завершен  23  апреля  1910  года.  Реконструированное  двухэтажное  здание  площадью  около  800  квадратных  метров  на  каждом  этаже  включало  15  комнаты,  а  также  современные  для  того  времени  инженерные  системы:  вентиляцию,  водопровод  и  канализацию.  Вместо  традиционной  кухни  со  стороны  дворовой  территории  была  создана  роскошная  оранжерея,  выполненная  в  виде  полуротонды  с  остекленным  эркером  и  световым  фонарем.  Внутренняя отделка здания отличалась  изысканностью:  стекло  и  мрамор  были  импортированы  из  Италии,  бронзовые  элементы  декора  и  мраморные  скульптуры  привезены  из  Парижа.  Главный  фасад  украшен  шестью  пилястрами  ионического  ордера  и  фронтоном,  а  оконные  проемы  обрамлены  декоративной  лепниной,  отражающей  влияние  эклектики.  Высокий  каменный  забор  с  балюстрадами,  арочными  нишами  и  вазами,  украшенный  парадными  воротами  со  скульптурами  львов  на  пилонах,  завершает  внешний  ансамбль  особняка. Гунст  реализовал  проект  с  большим  размахом,  используя  широкий  спектр  материалов  и  технологий.  Строгое  соблюдение  пропорций  здания  стало  основой  гармоничного  композиционного  решения  в  стиле  неоклассицизма. Результатом  стало  здание,  заслуженно  занимающее  место  среди  самых  роскошных  построек  Москвы  начала  XX  века.  Особое  внимание  архитектор  уделил  созданию  интерьеров,  продемонстрировав  высокий  профессионализм.  Центральным  элементом  интерьерного  решения  является  Зимний  сад  (в  настоящее  время – парадная  столовая),  впечатляющий  своими  размерами  и  декоративной  отделкой,  с  остекленным  эркером  и  световым  фонарем.

8. Особняк Арсения Морозова

Особняк Арсения Морозова, расположенный в центре Москвы напротив станции метро «Арбатская», представляет собой  уникальное  архитектурное  сооружение,  вызвавшее  бурные  обсуждения  и  критические  отзывы  в  обществе  в  начале  XX  века.  Его  эклектичный  декор  и  экзотические  интерьеры  стали  причиной  появления  прозвища  «дом  дурака».  История  здания  тесно  связана  с  личностью  его  заказчика  и  его  вдохновением,  черпаемым  из  истории  архитектуры  и  путешествий. Местоположение  особняка  на  улице  Воздвиженка  также  заслуживает  внимания.  Название  улицы  происходит  от  находившегося  здесь  раньше  Крестовоздвиженского  монастыря  XV  века,  сильно  пострадавшего  во  время  пожара  1812  года  и  впоследствии  упраздненного.  На  его  месте  были  построены  жилые  дома,  некоторые  из  которых  сохранились  до  наших  дней.  До  возведения  особняка  Морозова  на  этом  участке  располагался  конный  цирк  Карла  Маркуса  Гинне,  первый  в  Москве,  построенный  в  1868  году  и  уничтоженный  пожаром  в  1892  году.  После  этого  земля  перешла  к  Варваре  Морозовой,  вдове  известного  купца,  которая,  в  свою  очередь,  передала  ее  в  собственность  своему  младшему  сыну  Арсению. Арсений  Морозов,  известный  своим  богатым  образом  жизни,  любовью  к  путешествиям  и  искусству,  вдохновился  для  создания  особняка  архитектурой  дворца  Пена  в  португальской  Синтре.  Дворец,  построенный  в  середине  XIX  века,  представляет  собой  уникальное  сочетание  стилей,  отражающих  многовековую  историю  Португалии.  Архитектор  Виктор  Мазырин,  с  которым  Морозов  познакомился  на  Всемирной  выставке  в  Антверпене,  помог  воплотить  в  жизнь  его  идею.  Они  совместно  изучили  архитектуру  Испании  и  Португалии   прежде  чем  начать  работу  над  проектом,  приняв  за  основу  для  будущего  здания  эстетику  дворца  Пена. Фасад  дворца  Пена,  с  его  смешением  романских,  готических  и  мавританских  элементов,  многочисленными  декоративными  деталями,  включающими  лепку,  изображающую  растительные  мотивы,  морские  сокровища  и  элементы  корабельной  атрибутики  в  стиле  мануэлино,  определил  стилистическое  направление  особняка  Морозова.  Эклектичность  фасада  и  экзотические  детали  интерьеров,  в  отличие  от  стандартных  решений  того  времени,  стали  причиной  бурных  обсуждений  и  неприятия  среди  москвичей.

9. Высотка на Котельнической

Жилой дом на Котельнической набережной – выдающийся архитектурный памятник, символизирующий  эпоху  сталинской  высотной  застройки  Москвы.  Его  сооружение  было  запланировано  в  рамках  единого  градостроительного  плана  1947  года,  предусматривающего  возведение  восьми  высотных  зданий,  призванных  определить  новый  архитектурный  облик  столицы.  Закладка  фундаментов  всех  восьми  зданий  произошла  одновременно  в  день  800-летия  Москвы. Однако  реализация  проекта  оказалась  неполной:  в  связи  с  отменой  строительства  Дворца  Советов  восьмое  здание  в  Зарядье  так  и  не  было  построено.

Строительство  высотки  на  Котельнической  набережной  фактически  началось  еще  в  1938  году  с  возведения  девятиэтажного  правого  крыла  по  проекту  архитекторов  Д.Н.  Чечулина  и  А.К.  Ростковского.  В  1948–1952  годах  это  здание  было  интегрировано  в  новый  архитектурный  ансамбль  с  некоторыми  изменениями  парадного  фасада.

Дом,  расположенный  на  месте  слияния  Москвы-реки  и  Яузы,  замыкает  панораму  Москвы-реки  от  Кремля  на  восток,  образуя  визуальную  ось  для  всех  улиц,  ведущих  к  реке. Его  выразительный  силуэт  высотой  176  метров  украшен  декоративными  башенками  и  завершениями,  скульптурными  группами  и  обелисками  на  центральном  корпусе.  Гранитный  цоколь  подчеркивает  четкое  разделение  здания  на  объемы  с  32-этажным  центральным  корпусом.  Ступенчатая  структура  обеспечивает  гармоничное  вписывание  здания  в  сложный  ландшафт.  Архитектура  дома  является  ярким  примером  советского  классицизма,  отличающегося  органичным  синтезом  архитектуры  и  скульптуры.

Здание  было  задумано  как  своеобразный  «город  в  городе»:  в  его  комплекс  входили  почта,  гастроном,  химчистка,  булочная  и  даже  кинотеатр.  Строительство  осуществлялось  с  участием  заключенных,  проживавших  в  новопостроенных  квартирах,  о  чем  свидетельствуют  сохранившиеся  на  окнах  метки  «строили  зэки».

Дом  на  Котельнической  набережной  стал  первой  из  сталинских  высоток,  сданных  в  эксплуатацию.  Около  700  квартир  были  сданы  «под  ключ»  с  меблировкой,  импортной  сантехникой  и  бронзовыми  светильниками.  Получение  квартиры  в  этом  доме  считалось  значительным  достижением  в  советское  время.  Одно  крыло  было  предназначено  для  военных,  другое – для  представителей  творческой  интеллигенции.  Среди  жителей  дома  были  выдающиеся  деятели  культуры,  науки,  военные  и  партийные  чиновники.  Главный  архитектор  дома  Д.Н.  Чечулин  прожил  в  нем  до  самой  смерти.

Среди  знаменитых  жителей  дома  были  Никита  Богословский,  Александр  Твардовский,  Клара  Лучко,  Нонна  Мордюкова,  Наталья  Сац  и  многие  другие.  Анекдоты  о  жизни  в  доме  рассказывала  Фаина  Раневская,  шутя  о  своем  проживании  над  булочной  и  кинотеатром  «Иллюзион»:  «Я живу  над  хлебом  и  зрелищами!».  Кинотеатр  «Иллюзион»,  единственный  в  Москве,  показывавший  фильмы  без  предварительной  цензуры,  несколько  раз  находился  под  угрозой  закрытия,  но  был  спасаем  влиятельными  жителями  дома.  Точное  количество  квартир  в  настоящее  время  установить  трудно  из-за  перепланировок  и  объединения  квартир  современными  жильцами.

10. Здание МИД

Возведение  семи  сталинских  высоток  в  послевоенной  Москве – знаменательное  событие  в  истории  советской  архитектуры,  неразрывно  связанное  с  именем  Иосифа  Сталина.  Изначальный  план  предусматривал  постройку  восьми  зданий – по  одному  на  каждое  столетие  существования  столицы – в  честь  800-летия  Москвы.  Однако  реализация  проекта  оказалась  неполной:  здание  в  Зарядье  так  и  не  было  построено,  а  масштабный  проект  Дворца  Советов  остался  неосуществленным  из-за  смерти  Сталина.

Среди  построенных  высоток – МГУ  на  Ленинских  горах,  гостиницы  «Украина»  и  «Ленинградская»,  жилые  дома  на  Котельнической  набережной  и  Кудринской  площади,  а  также  здание  МИД  на  Смоленской-Сенной  площади.  Здание  МИД  отличается  от  остальных  отсутствием  пятиконечной  звезды  на  шпиле,  добавленного  по  решению  Сталина  к  проекту  В.Г.  Гельфрейха  и  М.В.  Минкуса,  но  выполненного  из  облегченных  материалов  из-за  уже  существовавших  расчетов  конструкции.

Строительство  высоток  вызвало  споры  в  архитектурном  сообществе,  связанные  с  высокими  затратами  в  послевоенное  время  и  воспоминаниями  о  нереализованном  проекте  Дворца  Советов.  Существовали  различные  версии  причин  строительства  высоток:  от  приверженности  Сталина  к  готике  до  стремления  конкурировать  с  Америкой  в  сфере  небоскребостроения.  Недостаток  рабочей  силы  привел  к  использованию  труда  заключенных.

Здание  МИД  отличается  выдающимися  инженерно-техническими  решениями  для  своего  времени,  включая  уникальную  технологию  строительства  «сверху  вниз».  За  110  дней  был  возведен  металлический  каркас,  а  затем  произошло  бетонирование,  начиная  с  верхних  этажей.  27-этажное  здание  высотой  172  метра  с  площадью  65  тысяч  квадратных  метров  и  около  2000  помещений  строилось  пять  лет.  В  нем  было  установлено  28  лифтов,  включая  скоростные,  а  также  четыре  эскалатора.  Богатая  отделка  включала  мрамор,  гранит,  витражи,  латунные  решетки,  карельскую  березу  и  бархат. Появление  высотки  МИД  привело  к  необходимости  расширения  Смоленской  площади  и  созданию  нового  градостроительного  ансамбля.  В  70-е  годы  XX  века  были  построены  гостиницы  «Белград»  и  «Золотое  кольцо»,  полностью  изменившие  облик  парадного  въезда  в  центр  Москвы.  Строительство  семи  высоток  стало  значительным  шагом  в  преобразовании  Москвы  в  мегаполис. 

Каждое из десяти зданий представляет собой уникальный шедевр архитектуры Москвы, отражающий историю и культуру города. Посещение этих мест позволит туристам глубже понять и оценить богатое наследие столицы России. Ранее мы также писали о здании МГУ в Москве и о готической архитектуре в Москве.

Подписаться на новости портала Всеостройке.рф
Новости по теме
Собственник девелоперской компании «Атлас девелопмент» и сети сервисных апартаментов «BENEFIT COLLECTION » лично показал фешенебельный проект в горах Сочи

Владимир Городенкер, собственник одной из крупнейших строительных компаний в Уральском регионе, - заядлый горнолыжник.

Дата публикации 18-04-2025 19:56
Forbes выпустил рейтинг богатейших россиян за 2025 год

В нём насчитывается 146 миллиардеров, их совокупное состояние выросло с прошлогодних $577 млрд до рекордных $625,5 млрд.

Дата публикации 18-04-2025 19:10
Как войти в строительный бизнес и сделать его прибыльным?

Редакция Всеостройке.рф рассмотрела пошаговый алгоритм создания строительной фирмы.

Дата публикации 18-04-2025 18:36
В ЦБ заявили, что более половины заемщиков смогут планово погасить ипотеку только на пенсии

По данным регулятора, в феврале средний срок ипотеки приблизился к рекордным 26 годам (309,8 месяца), а в кредитах на строящееся жилье он достиг 27 лет (323 месяца).

Дата публикации 18-04-2025 13:24
Последние новости
Появилась презентация нового направления MR Group — MR Office

Это новый бренд, под которым застройщик будет реализовывать офисную недвижимость.

Дата публикации 18-04-2025 20:05
Собственник девелоперской компании «Атлас девелопмент» и сети сервисных апа...

Владимир Городенкер, собственник одной из крупнейших строительных компаний в Уральском регионе, - заядлый горнолыжник.

Дата публикации 18-04-2025 19:56
Меры поддержки застройщиков в проектах с низкой маржинальностью

Поддержка в регионах с низкой распроданностью может быть распространена на проекты с вводом в 2027 году — замглавы Минстроя России Никита Стасишин

Дата публикации 18-04-2025 19:15
Forbes выпустил рейтинг богатейших россиян за 2025 год

В нём насчитывается 146 миллиардеров, их совокупное состояние выросло с прошлогодних $577 млрд до рекордных $625,5 млрд.

Дата публикации 18-04-2025 19:10
Всё о стройке

Независимая площадка девелопмента
России и стран СНГ

Мероприятия