Ситуация в цементной отрасли остается тревожной: производство стройматериала рискует просесть вслед за спросом на жилье
И это далеко не единственная проблема
Concrete cube or construction brick and trowel. Construction concept and mason
Цементная отрасль переживает непростые времена: сохраняются проблемы с логистикой, на «пятки» отечественным производителям наступают белорусы и иранцы, которые наращивают долю импорта в нашей стране, отнимая ее у российских производителей. Плюс ко всему теперь производители цемента готовятся к новому вызову – снижению продаж стройматериала вслед за снижением спроса на жилье.
Дело в том, что рынок жилья России уже год живет в реальности высокой ключевой ставки и три месяца – без массовой льготной ипотеки, которая была главным драйвером продаж последние несколько лет. Спрос на жилье предсказуемо снижается: по данным ДОМ. РФ, в июле продажи новостроек снизились на 52% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Просевшие продажи жилья сказываются и на продажах строительных материалов.
Потребление цемента идет в минус
Объем потребления цемента в России в июне-июле 2024 года составил 14,2 млн тонн, сократившись на 2,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, следует из данных «Союзцемента», объединяющего крупные цементные холдинги. Производство снизилось меньше – только на 1,43% за два месяца в годовом выражении – из-за формирования остатков, отмечают аналитики.
По подсчетам ЦЕМРОСа, потребление цемента в июне 2024 года сократилось к уровню июня прошлого года на 3,6%, в июле – на 2,3%. Учитывая повышение ставок по ипотеке до 20-22% годовых, снижение может набрать темпы, отмечают в компании: поступающие первичные оценки участников рынка отражают падение объемов выдачи ипотеки в июле 2024 года сразу на 60-70%.
Принимая во внимание текущую динамику и относительно хорошие показатели первого полугодия 2024-го, в ЦЕМРОСе ожидают, что по итогам всего года спрос на цемент в России не превысит прошлогодние значения. Но возможен и другой сценарий, при котором объем потребления цемента может сократиться. При самых оптимистичных прогнозах цементный рынок может показать рост до 4% к 2023 году, однако в этом случае спад в полной мере будет заметен в следующем строительном сезоне.
Исправить ситуацию могло бы сглаживание сезонности, считают в ЦЕМРОСе. Ведь государственные стройки можно вести круглогодично, как делают в ряде российских регионов, – никаких препятствий для зимнего строительства нет.
Впрочем, возможное снижение производства цемента на фоне падения спроса на жилье – далеко не единственная проблема отрасли.
Себестоимость производства растет
Цементное производство энергоемкое. При этом цены на газ для промышленных потребителей, электроэнергию, покупное сырье, упаковку продолжают расти. Так же, как и тарифы на железнодорожные перевозки, которые в конце прошлого года повысили на 10,75%.
Растут цены на услуги подрядчиков, выполняющих строительно-монтажные работы, – на 34%. А рост ключевой ставки до 19% привел к увеличению расходов по процентам (в сравнении с ключевой ставкой в 8,5% на август 2023 года). Совокупность всех этих и других факторов приводит к росту себестоимости производства цемента более чем на 12-15% в год.
В то же время цементная отрасль, будучи социально ответственной, продолжает увеличивать зарплаты сотрудникам: в апреле этого года в среднем оплата труда цементников выросла на 10%.
Импорт набирает обороты
Среди других сложностей – растущий объем импорта стройматериала, который уже превышает потребность в нем. Так, по данным «Союзцемента», за январь-август 2024 года импорт цемента в Россию вырос на 7,8% по сравнению с тем же периодом прошлого года, до 2,4 млн тонн.
На фоне роста импорта российские производители начинают терять значительную долю на рынке, что может обернуться снижением рентабельности и в конечном итоге – остановкой производства и закрытием заводов.
В ЦЕМРОСе считают, что для решения этой проблемы важна поддержка российской цементной отрасли со стороны государства. Остановить падение потребления стройматериалов поможет введение дополнительных мер защиты внутреннего рынка. Например, ограничение ввоза цемента из других стран и стимулирование спроса на продукцию российских заводов. Это позволит поддержать отечественных производителей и обеспечить устойчивое развитие строительной отрасли в России.
Железная дорога тормозит доставку
Логистика, сложности с которой обостряются в весенне-летний период, с началом высокого строительного сезона, – еще одна сохраняющаяся проблема цементной отрасли.
Для железной дороги цемент и вообще строительные материалы не являются приоритетным грузом, поэтому вагоны, пути и локомотивы под него железнодорожники выдают, мягко говоря, неохотно, что тормозит транспортировку важного ресурса на стройки страны.
На данный момент железная дорогая испытывает понятные сложности, отмечают в ЦЕМРОСе: геополитическая обстановка изменила основные логистические схемы, локомотивный комплекс устаревает, штат недоукомплектован локомотивными бригадами. Перечисленные проблемы вызваны объективными факторами, и на их решение потребуются время и ресурсы.
Поэтому производители цемента активно развивают автомобильные перевозки, но они не способны полностью заменить железнодорожные. Кроме того, отдельные регионы продолжают беспорядочно вводить весенние ограничения на движение большегрузного транспорта, что только ухудшает ситуацию с доставкой. Каждое такое ограничение должно быть обосновано в соответствии с приказом Минстранса РФ, считают в ЦЕМРОСе. На федеральных трассах, например, такие ограничения уже давно не применяются, и это не сказалось на качестве дорог.
Кадровый вопрос остается открытым
Еще одна сложность цементной отрасли, как и многих других, – дефицит квалифицированных кадров. Недостаток рабочих и других специалистов становится серьезным вызовом для предприятий, что сказывается на их производственных возможностях, эффективности и в конечном итоге негативно влияет на развитие всей отрасли.
Как показывает практика, в кадровом вопросе для цементников действует принцип «выкручивайся как хочешь», говорят в ЦЕМРОСе. Наиболее дальновидные игроки отрасли уже сейчас рекрутируют будущие кадры среди студентов, школьников и даже в детских садах. Например, ЦЕМРОС, управляемый командой менеджеров, выросших под руководством промышленника Дерипаски, строит рядом со своими заводами профессионально ориентированные школьные классы по химии и активно участвует в «Профессионалитете». На сайте компании даже утверждается, что рекрутеры заводов в игровой форме рассказывают о преимуществах профессии «цементник» прямо в детских садах. А некоторые заводы даже проводят экскурсии для дошкольников, чтобы заинтересовать их будущим трудоустройством.
В целом в ЦЕМРОСе положение с персоналом называют стабильным. Но в дальнейшем прогнозируют нарастание проблемы нехватки работников и у себя, и в целом в цементной отрасли. И это уже ощущается: если в 2021 году в ЦЕМРОСе не были заполнены 120 инженерных вакансий, то сегодня уже 160. И это при том, что зарплата в холдинге находится на высоком конкурентном уровне. Не хватает специалистов рабочих и инженерных специальностей.
Для привлечения рабочих специалистов холдинг участвует в федеральном проекте «Профессионалитет», который предусматривает создание образовательно- производственных кластеров на базе ссузов в партнерстве с работодателями. ЦЕМРОС в рамках проекта и за его пределами уже сотрудничает с 40 колледжами в регионах своего присутствия.
Для восполнения инженерных специальностей необходима многоуровневая система профориентации, которая поможет ребятам выбрать инженерную специальность, считают в холдинге. Заниматься ей со школы – заведомо поздно, поскольку уже в младших классах внимание школьников направлено на блогерство и прочие «продвинутые» сферы.
В целом, говорят в ЦЕМРОСе, для стимулирования развития цементной отрасли в текущих условиях важно поддерживать со стороны государства жилищное строительство и прочее потребление – внедрение крупноразмерных модулей в строительстве зданий, принятие федеральных программ по строительству долговечных дорожных объектов с бетонным покрытием. Также важно сформировать и приступить к реализации госпрограммы импортозамещения оборудования, модернизировать производство и принять меры по защите внутреннего рынка от импорта. В том числе эти меры позволят достичь баланса интересов всех участников рынка жилищного и инфраструктурного строительства, помогут сохранить рабочие места в отрасли в условиях растущей экспансии зарубежных поставщиков цемента.
Среди наиболее привлекательных городов — Сочи, Геленджик и Краснодар.
11-10-2024 17:05Рассказываем, кто и что возводит в новых регионах страны.
26-09-2024 15:45Сейчас многие города быстро растут и развиваются, поэтому важно сохранять баланс между урбанистическим ландшафтом и природой.
25-09-2024 9:00Порядка 66% опрошенных россиян считают возможным переехать на юг страны, если рядом с жильем будут детские сады, школы и поликлиники.
24-09-2024 13:36Портал Всеостройке.рф о подземном городе столицы, который никогда не спит.
14-10-2024 11:56Об импортозамещении, переходе на отечественное ПО и планах – эксклюзивно для портала Всеостройке.рф.
14-10-2024 11:31Редакция Всеостройке.рф подготовила статью, чтобы продажа недвижимости прошла успешно и без лишних проблем.
14-10-2024 9:16Презентация с выставки «Модуль Экспо», организованной Ассоциацией развития модульного строительства.
14-10-2024 8:00