Skip to main content

20.06.2024 13:20

Аналитика рынка

Над стройплощадками снова сгущаются тучи: стройки в ряде регионов могут остановиться из-за проблем с логистикой цемента

Ситуацию эксклюзивно для портала Всеостройке.рф прокомментировали представители ЦЕМРОС и НО «СОЮЗЦЕМЕНТ».

Весна – период традиционного сезонного подъема для цементной отрасли: с приходом тепла на стройплощадках активизируется работа, и потребность в цементе увеличивается. 

Производители цемента наращивают объемы, которые, правда, рискуют не доехать до площадок: растущая нагрузка на железнодорожную логистику приводит к сбоям доставок. Этому «цементному вопросу» уже несколько лет, но решение пока не найдено.

Что случилось  

Проблема с логистикой цемента в России сохраняется. В прошлом году активное начало строительного сезона и перегрузка железнодорожной инфраструктуры привели к увеличению вдвое сроков поставок цемента и нехватке 20% перевозочных мощностей. В этом году лучше не становится.

Дело в том, что цемент и вообще строительные материалы не являются приоритетным грузом для железнодорожников. Согласно Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (ЕТСНГ), стройматериалы относятся к самому  дешевому (первому) тарифному классу, как и другие социально значимые сырьевые продукты, перевозят которые по заниженным расценкам. То есть прибыль от транспортировки цемента у железнодорожников минимальная. Поэтому вагоны, пути и локомотивы под него РЖД выдает, мягко говоря, неохотно, чем тормозит доставку важного ресурса на площадки и в целом стройки, в том числе и жилые.

Для застройщиков такая ситуация оборачивается ростом стоимости продукции и риском смещения сроков работ в ряде регионов. В том числе, и Республике Татарстан, которая сейчас активно готовится к проведению международного саммита БРИКС в октябре этого года: пятизвездочные отели на берегу Казанки, дороги, инфраструктура и другие объекты будут возводиться и ремонтироваться в максимально сжатые сроки. Если, конечно, решится «цементный вопрос»: еще в феврале тысячи тонн этого важного груза «застряли» на железной дороге. 

При этом последние несколько лет  перед застройщиками ставится задача по наращиванию объемов строительства жилья, не говоря уже о строительстве важных социальных объектов, которое тоже «спотыкается» о логистические проблемы с доставкой важного для их возведения ресурса. 

Сезонные проблемы в преддверии БРИКС 

С задержкой доставки цемента строительная отрасль Татарстана сталкивается не первый год.

«Строительный рынок республики Татарстан развивался опережающими темпами последние годы, следовательно, росло потребление цемента, в среднем, по 10% в год за последние 3 года», – рассказывает руководитель департамента маркетинга и стратегического анализа ЦЕМРОС Денис Усольцев.  

 

 

Собственного производства цемента полного цикла в республике нет, поэтому вся продукция доставляется из других регионов, продолжает Денис Усольцев: Оренбургская область (Akkermann), республика Мордовия (Мордовцемент ), республика Башкортостан (Строительные материалы), Саратовская область (Вольскцемент, Волгацемент), Ульяновская область (Сенгилеевский ЦЗ), Пермский край (Горнозаводскцемент), Пензенская область (Азия Цемент). Цемент поставляется как по железной дороге и автотранспортом, так и водным транспортом, расстояния доставки составляют от 200 до 1100 км. 

«ЦЕМРОС, являющийся одним из основных поставщиков на рынок республики, для полного удовлетворения спроса на продукцию увеличил производство на действующих предприятиях и расконсервировал завод в Ульяновской области (Ульяновскцемент), но в условиях дефицита железнодорожного подвижного состава и автотранспорта доставка продукции становится затруднительной, что и вызывает излишнюю напряженность на рынке», – говорит Денис Усольцев.   

Из хороших новостей – задержки доставки на стоимость цемента не влияют: «В течение года не происходит значительное колебание цен на продукцию компании, цена корректировались в большую сторону по причине роста тарифов естественных монополий, услуг перевозчиков, затрат на ремонты и импортные запчасти, а также подорожание кредитов (рост ключевой ставки до 16%). Весь неконтролируемый рост цен на рынке обусловлен действиями недобросовестных посредников и розничных продавцов, которые, воспользовавшись ситуацией с нехваткой транспорта, придерживают уже приобретённый цемент, не позволяя ему попасть на рынок, и продают только по завышенным ценам. В связи с этим стратегия компании направлена на максимизацию продаж конечным потребителям, так с 2021 г. клиентская база в республике увеличилась с 6 до более 90 потребителей в 2024 г., что позволило избежать рисков галопирующего роста цен», – заключил эксперт. 

 Спрос растет, дефицита цемента нет 

Вместе с тем объемы и производства цемента в России, и его потребления возрастают. Так, по данным «Союзцемента», по итогам января-марта 2024 года объем производства цемента в России вырос на 9,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Потребление за аналогичный период достигло 11,4 млн тонн, или +9,1% роста к январю-марту 2023 года. Цемент просто не доезжает до строительных площадок.

Так, по итогам марта-мая 2024 года, по данным НО «СОЮЗЦЕМЕНТ»,  объем производства цемента в России вырос на 8% к марту-маю 2023 года и составил 17,2 млн тонн (данные по объему производства цемента за май 2024 года прогнозные). Увеличение объема производства цемента объясняется ростом объемов ввода жилья и также ростом в целом работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», обратила внимание исполнительный директор НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» Дарья Мартынкина.

Эксперт приводит цифры: ввод жилья в 2023 г. составил 110,4 млн кв. м, или +7,5%, к 2022 году, что является максимальным значением в новейшей истории РФ. В январе-апреле 2024 года ввод жилья также показывает рост +1,6% к январю-апрелю 2023 года. Индекс объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», по итогам января-апреля 2024 года на +3,8% выше уровня предыдущего года. В абсолютном выражении объем работ за январь-апрель 2024 года вырос на +403,3 млрд руб. В апреле 2024 года также отмечается рост таких видов работ к марту 2024 года на +9,1%.

В среднем по стране за последние 10 лет производители цемента загружены не более, чем на 61%, готовы увеличить объем производства по требованию рынка, говорит эксперт.

«Дефицита цемента в Российской Федерации нет, – заключает Дарья Мартынкина. – При этом есть  проблемы с доставкой цемента до потребителя цемента, вызванные проблемами в работе РЖД и ограничениями движения автотранспорта, отсутствием четкого прогноза потребления по регионам».

 

 

Альтернативные решения

Альтернативой железным путям являются автомобильные дороги. Но только в теории: весной – в период активного спроса на строительные ресурсы – ограничивается движение тяжелых грузовиков на региональных и муниципальных трассах для сохранения дорожного полотна, которое во время таяния снега особенно восприимчиво к нагрузкам и быстро приходит в негодность под весом большегрузов. Несмотря на то, что на федеральных автодорогах данных ограничений нет с 2018 года, регионы продолжают вводить подобные запреты. При этом запреты, как и перечень исключения из них, вызывают большое число вопросов и зачастую не обосновываются должным образом, отмечает исполнительный директор НО Союзцемент Дарья Мартынкина. Так, установленная в некоторых регионах предельная нагрузка на ось транспортного средства в 4 или 5 тонн полностью исключает передвижение даже порожнего грузовика. 

Обычно «просушка» дорог длится месяц, точные сроки определяют местные власти. При этом механизмы получения разрешений на перевозки груза автотранспортом в этот период практически не рабочие. В том числе поэтому такая «просушка» дорог усложняет работу автоперевозчиков, производителей и потребителей цементной отрасли.

Поэтому Союз производителей цемента («Союзцемент») ранее предложил проверить обоснованность введения таких ограничений. Но решения по данному вопросу пока нет, так что проблема продолжает сохраняться. 

Другой момент – острый дефицит водителей для цементовозов, как и в целом для грузовых автомобилей, который тоже осложняет  автоперевозки.

В итоге, по данным Дарьи Мартынкиной, сегодня на автодоставку приходится 39-40% процентов перевозок цемента. Железнодорожная доставка – почти 60%. Еще до 1% – доставка водным транспортом. «Автодоставка дешевле и эффективнее на расстоянии до 300 км. Все, что больше 300 км, дешевле везти ЖД», – объясняет эксперт. 

Что делать

Такое положение дел серьезно мешает развитию строительной отрасли и в целом экономике, поскольку именно стройка является одним из главных драйверов экономического роста и инвестпривлекательности страны. Для решения проблемы, которая уже стала недоброй традицией, нужен комплексный и, главное, системный подход, которого пока нет.  Решать возникшую ситуацию, как неоднократно отмечали эксперты цементной отрасли, необходимо, в том числе при участии РЖД, Минстроя, правительства. Ведь логистические проблемы «главного топлива» стройки в самый активный для строительства сезон не только снижают эффективность работ и срывают сроки ввода важных объектов, но приводят к росту себестоимости проектов.

Новости по теме

ТОП-10 ЗПИФов недвижимости по стоимости чистых активов

Что такое ЗПИФ недвижимости, каковы плюсы и минусы фондов и какие сейчас самые доходные ПИФы – обо всем по порядку в материале портала Всеостройке.рф.

Дата публикации 04-07-2024 16:25
Все подорожало: средняя скидка при продаже «вторички» выросла почти в 2 раза

Если сравнить июль и январь текущего года, то средний уровень скидок, на который согласны продавцы вторичного жилья в РФ при сделке, заметно вырос.

Дата публикации 03-07-2024 10:43
Доля нераспроданных новостроек в России продолжает расти

К началу второго полугодия на рынке первичной недвижимости все еще нераспроданы 76,9 млн квадратных метров, что составляет 67% от общей площади возводимых новостроек в России.

Дата публикации 02-07-2024 11:08
Инвестиции в недвижимость Краснодара: как сохранить капитал в 2024 году

Можно ли получить дополнительный доход и насколько сегодня это надежный способ инвестирования.

Дата публикации 28-06-2024 18:19

Последние новости

Банки начали применять санкции к заемщикам, нарушившим правило льготной ипо...

Оформление договора ипотечного займа с начала следующего года может получить новые условия.

Дата публикации 19-07-2024 10:40
По делу о взятке задержан замдиректора Фонда капремонта Подмосковья Мстисла...

Следствие просит Тверской суд столицы отправить чиновника в следственный изолятор.

Дата публикации 19-07-2024 8:54
В России фиксируется резкий рост привлечения сотрудников из Африки — HeadHu...

Согласно статистике за I полугодие 2024 года, 7 из 10 зарубежных стран с наибольшим приростом вакансий от российских компаний — это африканские государства.

Дата публикации 18-07-2024 18:45
Всё о стройке

Независимая площадка девелопмента
России и стран СНГ

Мероприятия