Шедевры архитектуры Санкт-Петербурга, которые стоит посмотреть туристу
Редакция портала Всеостройке.рф выбрала пять знаковых зданий Северной столицы.

Город на Неве, имеющий множество названий, – от исторического «Ленинград» до ласкового «Питер» – неизменно занимает особое место в сердцах россиян и иностранных гостей. Несмотря на формальный статус второй столицы Российской Федерации, для многих Санкт-Петербург является городом номер один. Его неповторимый облик, сформированный вековой историей и архитектурным наследием дореволюционного периода, пленяет своей роскошью, изяществом и уникальностью. Роскошь и великолепие архитектурных ансамблей, завораживающая гармония стилей и неповторимая атмосфера – всё это делает Санкт-Петербург бесспорным лидером среди культурных центров России. Относительно недолгая история города насыщена значимыми событиями, отраженными в каждой городской детали, – от планировки улиц до мельчайших архитектурных элементов. Богатейшее культурное наследие, вдохновляющее поколения поэтов и художников, оказывает на посетителей неизгладимое впечатление, часто обретая некую магическую силу, способную надолго удержать в своих объятиях. Мы представим далеко не полный список, однако включающий значительные достопримечательности Санкт-Петербурга, знакомство с которыми позволит получить лишь частичное, но всё же достаточно полное представление о неповторимом облике и духе этого удивительного города.
1. Зимний дворец
Среди многочисленных достопримечательностей Санкт-Петербурга Зимний дворец – сердце Государственного Эрмитажа – занимает поистине исключительное положение. «Жилище отшельника». Так дословно переводится слово Эрмитаж. В прошлые века «жилищем отшельника» называли уединенные уютные помещения для приятного времяпрепровождения в кругу близких и друзей. Этот крупнейший в России музейно-выставочный комплекс, расположенный в шести исторических зданиях, представляет собой уникальное собрание мирового художественного и культурного наследия. Трудно поверить, что история этой великолепной сокровищницы началась с частной коллекции императрицы Екатерины II более двух столетий назад. Сегодня же ежегодная аудитория Эрмитажа превышает пять миллионов посетителей со всего мира.
Эрмитаж с полным правом причисляется к ведущим мировым музеям, храня в своих залах более трёх миллионов произведений искусства, среди которых – шедевры живописи Боттичелли, Рембрандта, Рафаэля, скульптурные работы Микеланджело, а также бесчисленное множество других экспонатов, созданных в различные эпохи и в разных уголках планеты. Некоторые из этих бесценных артефактов были утрачены или повреждены в ходе исторических событий, в частности, во время штурма Зимнего дворца 1917 года и в последующие годы. Несмотря на эти потери, Эрмитаж по-прежнему остаётся одним из богатейших музеев мира, продолжая восхищать и вдохновлять посетителей своими непревзойденными коллекциями.
История Зимнего дворца тесно переплетена с судьбами российских императоров. Не удовлетворившись размерами дворца, императрица Анна Иоанновна распорядилась о строительстве нового, приобретя для этого соседние строения на Дворцовой набережной. К 1735 году под руководством архитектора Франческо Растрелли был возведен огромный трехуровневый дворец, главный фасад которого был ориентирован на Адмиралтейство, а южный – на будущую Дворцовую площадь. Он просуществовал в качестве императорской резиденции около двух десятилетий. В правление Елизаветы Петровны начался новый этап в истории Зимнего дворца. Императрица неоднократно инициировала перестройку резиденции Анны Иоанновны. В 1754 году был утверждён проект нового дворца, строительство которого под руководством Растрелли заняло семь лет, плюс еще год потребовался на внутреннюю отделку. Елизавета Петровна не дожила до завершения работ, и дворец принял Пётр III, а затем Екатерина II, вносящая свои коррективы в соответствии с меняющейся модой, – сменившему барокко классицизму. Несмотря на многочисленные перестройки и разрушительный пожар 1837 года, Зимний дворец сохранил свое величие и стал воплощением мощи Российской империи. Архитектурный стиль дворца традиционно относят к елизаветинскому барокко, отличающемуся пышностью, обилием декоративных элементов, золотой отделкой и контрастным использованием цветов в оформлении фасадов. Растрелли спроектировал трехэтажное здание в форме замкнутого прямоугольника с просторным внутренним двором. Особое внимание было уделено отделке фасадов: белоснежные колонны, группирующиеся в различных участках здания, богато декорированные наличники окон, карниз, украшенный римскими статуями и вазами. Все лепные украшения выполнялись вручную, что делает каждое из них уникальным. Несмотря на обилие декоративных элементов, дворец выглядит гармонично и сдержанно. Здание визуально разделено на два яруса: нижний, более массивный, и верхний, воздушный и парадный. Парадный вход, расположенный на южном фасаде, украшен тремя арками, фронтоном с часами и флагштоком. Характерный бирюзовый цвет дворца появился сравнительно недавно – в 1947 году. Ранее он был окрашен в охристые тона с белой отделкой.
Зимний дворец поражает своими размерами: площадь здания составляет 60 000 квадратных метров, включая около полутора тысяч комнат. Второй и третий этажи занимали императорские покои, парадные залы и апартаменты придворных. Первый этаж отводился под служебные помещения и комнаты для прислуги (около четырёх тысяч человек). Во дворце также были столовые, библиотека, сад, театр и две церкви. До начала XX века Зимний дворец был самым высоким зданием Санкт-Петербурга, что подтверждается указом Николая I 1844 года, запрещавшим строительство домов выше 23,5 метров (высота дворца).
Малахитовая гостиная – единственный зал, интерьер которого сохранился до наших дней полностью. Гостиная служила связующим звеном между парадными залами дворца и комнатами императрицы.
2. Исаакиевский собор
История Исаакиевского собора – это история преодоления трудностей и воплощения грандиозного архитектурного замысла. На месте нынешнего собора ранее располагались три храмовых сооружения, каждое из которых по разным причинам – недостаточные размеры, неудачное местоположение, неудовлетворительное качество постройки – не удовлетворяло поставленным задачам. В 1816 году император Александр I доверил создание проекта молодому французскому архитектору Огюсту Монферрану, оценив его смелый и масштабный замысел.
Строительство, растянувшееся на четыре десятилетия, завершилось созданием монументального здания, быстро ставшего одной из архитектурных доминант Санкт-Петербурга и главным городским храмом. После революции и Великой Отечественной войны, собор сохранил свой первоначальный облик. С 1948 года Исаакиевский собор функционирует как музей, однако богослужения продолжают совершаться в его стенах по воскресеньям и в праздничные дни, подчеркивая его значение как религиозного и культурного символа.
Исаакиевский собор – выдающийся образец русской архитектуры XIX века и одно из крупнейших в мире купольных сооружений, уступающее по масштабам лишь соборам Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Его внушительные размеры (высота 101,5 м, длина 111,2 м, ширина 97,6 м) подчеркивают монументальность храма Святого Исаакия Далматского. Собор знаменует собой завершающий этап развития русского классицизма, стиля, доминирующего во второй половине XVIII – начале XIX века, и одновременно отражает зарождение эклектики. Период проектирования собора совпал с расцветом русского классицизма, характеризующегося монументальностью, величественностью, строгостью пропорций и гармоничной интеграцией в окружающую застройку. Архитекторы того времени часто обращались к античным мотивам, используя элементы древнегреческой и древнеримской архитектуры, а также итальянского Возрождения. Однако к середине XIX века классицизм начал уступать место эклектике, что проявилось в нарушении стилевого единообразия, избыточном декорировании. Эти черты нашли отражение в отдельных деталях фасадов и особенно в интерьере. Прототипом собора послужил распространённый в конце XVIII века тип центричного, квадратного в плане пятикупольного храма с портиками. Огюст Монферран, сохранив традиционную схему, придал зданию уникальное архитектурно-художественное решение. В плане собор представляет собой слегка вытянутый по оси восток-запад прямоугольник, в центре которого расположен квадрат, выступающий за общие очертания здания. Эта планировка визуально выделяет центральную часть. Компактный объём здания увенчан высоким цилиндрическим барабаном с арочными окнами и изящной колоннадой, завершающимся золоченым куполом и восьмигранным световым фонариком. Четыре небольшие колокольни по углам здания гармонично дополняют силуэт, их позолоченные главки пропорционально меньше главного купола. Пирамидальная композиция создает ощущение динамизма и стремления ввысь. Фасады украшены портиками с 17-метровыми гранитными колоннами (весом 114 тонн каждая), установленными на гранитных стилобатах со ступенями. Исаакиевский собор – единственный памятник русского классицизма (кроме Мраморного дворца), в облицовке которого использованы полированные гранитные колонны и мрамор. Сочетание тёмно-красных колонн портиков, колоннады купола и цоколя с серой мраморной облицовкой стен и позолоченными куполами придает сооружению парадный характер.
Портики с 16 колоннами обращены к Неве и Медному всаднику, а также к Исаакиевской площади. Портик с 8 колоннами отмечает алтарь с восточной стороны, симметрично повторяясь на западе. Большие арочные окна с массивными наличниками и волютами прорезают гладкие стены. Стремясь подчеркнуть грандиозность сооружения, Монферран увеличил размеры окон и дверей, что несколько искажает восприятие масштабов. Три внешних входа (кроме восточного), гармонично связанные с портиками, имеют площадь 42 кв. м, высоту створки 6,8 м и массу 9,7 т.
3. Дом компании «Зингер»
Здание компании «Зингер», признанный шедевр архитектуры модерна в Санкт-Петербурге, было построено в 1904 году по проекту архитектора Павла Сюзора и стало одним из первых образцов современных бизнес-центров в городе. История этого участка земли богата и многогранна. Здесь ранее располагался оперный театр, возведенный в 1737 году по проекту Германа Ван Болеса, сгоревший в 1749 году. В 1770-х годах на этом месте был построен трёхэтажный особняк для духовника императрицы Екатерины II, протоиерея Иоанна Панфилова. Впоследствии здание перешло во владение петербургских чиновников Бороздиных, а затем, в 1840-х годах, стало собственностью Карла Имзина, предприимчивого аптекаря и изобретателя знаменитого «Имзинского шоколада». Имзин перестроил здание, добавив четвертый этаж, и сдавал часть помещений в аренду. Среди арендаторов были редакция газеты «Биржевые ведомости» и фотоателье Сергея Левицкого, первого профессионального фотографа Российской империи. В 1902 году участок земли с зданием был приобретен американской компанией «Зингер», к тому времени уже успешно производившей швейные машинки в Подольске и имевшей обширную сеть магазинов по всей стране. Компания решила открыть своё представительство в Санкт-Петербурге, выбрав для этого оживленный Невский проспект. Старые постройки были снесены, уступив место новому современному зданию. В 1919 году на его первых двух этажах был открыт книжный магазин, ставший символом культурной жизни города. Это был самый крупный книжный магазин в городе, который работал всю блокаду и закрывался только на несколько месяцев в самую холодную блокадную зиму. В начале XXI века после реставрации главным арендатором здания стала социальная сеть ВКонтакте. Ее современный офис находится на верхних этажах дома Зингера.
Стоит упомянуть и основателя компании «Зингер» Айзека (Исаака) Зингера, родившегося в Нью-Йорке в семье немецких еврейских эмигрантов. Обладая многогранными талантами, он пробовал себя в различных областях – от театра и строительства до изобретательства. За свою жизнь он имел 24 ребёнка от разных жён, упомянув их всех в своём завещании. Лицо его жены Изабеллы Бойер послужило прототипом для лица Статуи Свободы. Хотя Зингер не был изобретателем швейной машины, он значительно усовершенствовал ее конструкцию, запатентовал ряд важных новшеств, в том числе горизонтальное расположение челнока, столик для ткани, держатель для иглы и ножную педаль.
4. Петропавловская крепость
Петропавловская крепость – историческое ядро Санкт-Петербурга, заложенное в 1703 году. Изначально задуманная как оборонительное сооружение, она никогда не принимала участия в боевых действиях, что позволило ей сохраниться до наших дней. Конечно, современный облик крепости отличается от её первоначального вида, что объясняется многочисленными реконструкциями и модернизациями, проводившимися на протяжении веков в соответствии с меняющимися потребностями. Значительная часть истории Петропавловской крепости связана с её использованием в качестве тюрьмы. Только в 1920 году тюремное заключение в её стенах прекратилось, и четыре года спустя здесь был открыт музей. Вместе с крепостью в 1703 году был построен Петропавловский собор. В этом соборе покоятся останки большинства российских императоров, начиная с Петра I и заканчивая Николаем II (исключение составляют Петр II и Иван VI). В настоящее время Петропавловский собор находится в ведении городского исторического музея, при этом богослужения в нём продолжаются.
Сегодня комплекс составляют сразу несколько исторически сложившихся архитектурных стилей – от петровского барокко до неоклассицизма. Петропавловский собор, выдающийся по высоте и композиционному доминированию, представляет собой яркий пример раннего русского барокко. Его многоярусная колокольня, классические пропорции, плавные линии и венчающий шпиль с позолотой и фигурой ангела (заменивший первоначальный шпиль в XIX веке) определяют панорамный облик окружающего пространства.
Сохранившиеся в первозданном виде Комендантский и Инженерный дома, а также другие здания крепости, иллюстрируют характерную застройку петровской эпохи.
Во второй половине XVIII – начале XIX веков на территории крепости проявляется влияние классицизма, ярким примером которого служит дом архитектора Виста (сооруженный в рамках строгих канонов классицизма) и комплекс особняков Монетного двора (архитектор Антонио Порто). За классицизмом последовала эклектика, стремящаяся синтезировать различные стилистические элементы. Комплекс зданий архивов Военного министерства, расположенный на площади Алексеевского равелина, представляет собой выдающийся образец эклектики. В начале XX века в неоклассическом стиле были построены Главная гауптвахта, Великокняжеская усыпальница и Церковный дом, завершив многовековое формирование архитектурного ансамбля Петропавловской крепости.
5. Мариинский театр
Санкт-Петербург, заслуженно носящий титул культурной столицы России, славится своими выдающимися театрами. Среди них особое место занимает Мариинский театр, названный в честь императрицы Марии Александровны. Здание театра, построенное в 1860 году по проекту выдающегося архитектора Альберто Кавоса (архитектора русско-итальянского происхождения), изначально не являлось главной сценой для масштабных балетных и драматических постановок. В течение длительного периода подобные представления преимущественно проходили в здании Большого театра. Однако, после реконструкции Мариинского театра в середине 1880-х годов, он стал привлекать к себе крупнейшие театральные коллективы. В конце XIX века, после очередной реконструкции, часть здания была передана Русскому музыкальному обществу для нужд консерватории. Тем не менее, театральная деятельность в Мариинском театре никогда не прекращалась. И по сей день он продолжает радовать зрителей как классическими, так и современными постановками, создавая неповторимую атмосферу, где великолепие сценических произведений гармонично сочетается с роскошью интерьеров XIX века.
Интерьеры Мариинского театра, с момента открытия поражавшие современников своим великолепием, до сих пор считаются одними из лучших в мире. В отделке преобладали мягкие морские тона, с акцентами синего бархата и серебряной парчи в обивке кресел. Богатая лепнина и скульптурные детали подчеркивали роскошь интерьера, дополненную ярким светом многочисленных светильников и трехъярусной люстры с живописным плафоном, созданным мастером Энрико Фрачиоли. Особого внимания заслуживает богато украшенный занавес, ставший своеобразной эмблемой театра и созданный при участии художника А. Головина. Гармоничное сочетание цветовой гаммы, обилия декоративных элементов и выразительного светового решения создаёт незабываемую атмосферу роскоши и изящества.
Ранее мы также писали о здании МГУ в Москве и о готической архитектуре в Москве.
Владимир Городенкер, собственник одной из крупнейших строительных компаний в Уральском регионе, - заядлый горнолыжник.
В нём насчитывается 146 миллиардеров, их совокупное состояние выросло с прошлогодних $577 млрд до рекордных $625,5 млрд.
Редакция Всеостройке.рф рассмотрела пошаговый алгоритм создания строительной фирмы.
По данным регулятора, в феврале средний срок ипотеки приблизился к рекордным 26 годам (309,8 месяца), а в кредитах на строящееся жилье он достиг 27 лет (323 месяца).
Это новый бренд, под которым застройщик будет реализовывать офисную недвижимость.
Владимир Городенкер, собственник одной из крупнейших строительных компаний в Уральском регионе, - заядлый горнолыжник.
Поддержка в регионах с низкой распроданностью может быть распространена на проекты с вводом в 2027 году — замглавы Минстроя России Никита Стасишин
В нём насчитывается 146 миллиардеров, их совокупное состояние выросло с прошлогодних $577 млрд до рекордных $625,5 млрд.