Шедевры архитектуры Екатеринбурга, которые стоит обязательно посмотреть туристу
Редакция портала Всеостройке.рф выбрала десять интересных объектов.

Екатеринбург представляет собой уникальное явление, своеобразную микрокосмическую модель России, где гармонично, а порой и контрастно, переплетаются черты столичного великолепия и региональной действительности. На окраинах города можно наблюдать трущобы, в то время как центральная часть поражает современными стеклянными и бетонными зданиями, соседствующими с очаровательными купеческими особняками и типовыми, лишенными индивидуальности, хрущевками. Несмотря на свои масштабы, основные достопримечательности Екатеринбурга вполне возможно осмотреть за один день, так как они сконцентрированы в центральной части города. Однако для тех, кто предпочитает неспешное посещение музеев, одного дня может оказаться недостаточно. В этой статье мы рассмотрели десять архитектурных объектов Екатеринбурга, которые стоит увидеть туристу.
1. Доходный дом купца Первушина
Здание, возведенное в начале ХХ столетия по проекту московского архитектора П.А. Заруцкого, первоначально сдавалось в аренду Екатеринбургскому уездному казначейству. После революционных событий 1917 года оно неоднократно меняло функциональное назначение, использовалось как для коммерческой деятельности, так и в административно-управленческих целях. Двухэтажная постройка, дополненная мансардным этажом и подвальным помещением, занимает угловое положение на пересечении улиц 8 Марта и Радищева, завершая четную сторону торгового квартала улицы 8 Марта.
Здание, имеющее в плане Г-образную конфигурацию, ориентировано своими главными фасадами – южным и восточным – на красные линии улиц. Угловое расположение подчеркнуто главным входом и объемом эркера, установленного на массивных консолях и увенчанного куполом. Композиционное решение дома основано на превалировании вертикальных членений: оси главных фасадов акцентированы вытянутым объемом эркера, декоративными куполами, пилястрами и завершающими фронтонами. Горизонтальное деление фасадов обеспечивается межэтажными карнизами. Фасадное убранство богато декорировано в стиле, близком к барокко, с тщательно проработанными орнаментальными мотивами. Декоративное оформление включает обработку стен, оконных проемов и прочих архитектурных элементов посредством филенчатых рельефов, лепнины в виде волют, гирлянд и акротериев. Особое внимание уделено декоративному оформлению углового эркера и его элементов: наличникам оконных проемов, консолям, углам, простенкам, фронтону, образующим сложную композиционную целостность. Все декоративные детали лицевых фасадов выделены цветовым решением, скаты кровли и куполов имитируют черепичное покрытие. Изначально здание проектировалось как жилой дом с коммерческими помещениями на первом этаже, что определило особенности его планировки. Значительная часть площади первого этажа отводилась под торговые залы, помещения первого и второго этажей были функционально изолированы. Данное здание представляет собой характерный образец жилой архитектуры Екатеринбурга начала XX века, выполненный в стиле эклектики.
2. Дом Севастьянова
История и легенды Дома Севастьянова окутаны тайной и уходят корнями в 1817 год, когда впервые упоминается это здание. До перехода во владение Николая Севастьянова в 1860 году дом неоднократно менял владельцев. Коллежский асессор владел им 14 лет, после чего, получив повышение, переехал в Санкт-Петербург, а здание перешло в распоряжение государственных органов. Вплоть до революции 1917 года здесь располагался Екатеринбургский окружной суд. Революционные события принесли разрушения, и в 1918 году дом был передан Уральскому комиссариату труда. В советский период здание служило домом профсоюзов, о чем свидетельствовала надпись на фасаде, а после перестройки использовалось под различные офисы. С 2008 года Дом Севастьянова стал резиденцией Президента Российской Федерации, что ознаменовалось выпуском памятной трехрублевой монеты с изображением здания. С именем Дома Севастьянова связана любопытная городская легенда. Согласно ей, асессор Севастьянов задумал увенчать ротонду здания золотым куполом, однако, не получив разрешение властей (золотые купола были привилегией крупных церквей), по легенде, был наказан обязательным ежедневным прохождением маршрута до ближайшей церкви в чугунных калошах. Документальных подтверждений этой истории, как и многих других фактов из жизни Севастьянова, не сохранилось. Существует также версия о том, что, создав роскошный дом, Севастьянов проживал в скромном доме напротив, ежедневно любуясь своим архитектурным творением. Первоначально здание было построено в стиле классицизма. После приобретения дома Севастьяновым была проведена реконструкция по проекту архитектора Александра Падучева, однако замысел архитектора был реализован не полностью. Запланированный второй бельведер и балкон на северо-западной стороне были заменены деревянной лоджией, которая не сохранилась до наших дней. Через анфиладу комнат, связанную большой лестницей, можно было попасть в три комнаты с выходом на Главный проспект (ныне улица Ленина). В одной из них сохранился роскошный мраморный камин.
3. Ельцин-центр
Ельцин-Центр, общественно-культурно-образовательное учреждение, открывшее свои двери в Екатеринбурге в 2015 году, расположено в непосредственной близости от делового квартала Екатеринбург-Сити. Инициатором создания Центра выступил фонд Бориса Ельцина, в честь которого он и назван. Архитектурный проект реализован бюро Bernaskoni под руководством Бориса Бернаскони. Центральным элементом комплекса является Музей Бориса Ельцина, посвященный современной политической истории России и биографии первого президента России. Помимо музея, в состав Ельцин-Центра входят арт-галерея, многофункциональный кино-конференц зал, архивный фонд, интерактивный парк научных развлечений, театральная площадка «В Центре», библиотека, книжный магазин, коворкинг-пространство и кафе. Площадки Центра служат местом проведения разнообразных мероприятий: лекций, концертов, выставок, фестивалей и общественных форумов. В кинозале функционирует специализированный центр документального кино.
4. Усадьба Расторгуевых-Харитоновых
Расположенная по адресу улица Карла Либкнехта, 44, усадьба Расторгуевых-Харитоновых является одним из наиболее известных архитектурных памятников Екатеринбурга, окруженная легендами и увековеченная в литературных произведениях. Ее история неразрывно связана с именами ее владельцев и создателей. Первым владельцем и инициатором строительства, продолжавшегося почти четверть века, был Лев Иванович Расторгуев (1769 – 1823), один из богатейших уральских купцов-старообрядцев. Расторгуев не дожил до завершения строительства обширного комплекса, включавшего разветвленную систему подземных ходов и подвалов. После его смерти строительство было завершено его зятем, купцом-золотопромышленником Петром Яковлевичем Харитоновым, привлекшим к работе талантливого архитектора-классициста Михаила Павловича Малахова, одного из ведущих зодчих Урала того времени. Малахов объединил разрозненные строения в единый архитектурный ансамбль и создал знаменитый английский сад на северо-восточном склоне холма. Этот сад – уникальный сохранившийся образец ландшафтного дизайна первой половины XIX века в Екатеринбурге. Усадьба и ее владельцы вдохновили писателя Алексея Толстого на создание одного из ранних рассказов – «Харитоновское золото», а Дмитрий Мамин-Сибиряк назвал усадьбу «Екатеринбургским Парфеноном», подчеркивая ее величественность и сходство с Афинским акрополем. Усадьба Расторгуевых-Харитоновых принимала именитых гостей: в 1824 году здесь останавливался император Александр I, а в 1837 году – наследник престола, будущий император Александр II. После смерти Харитонова усадьба переходила по наследству и сдавалась в аренду. В 1924 году в ней разместился Уральский коммунистический университет. После масштабной реконструкции 1936–1937 годов под руководством архитектора В.В. Емельянова здание было передано Дворцу пионеров, где начинали свою творческую деятельность известные личности: актёр Александр Демьяненко, оперный певец Борис Штоколов и скульптор Эрнст Неизвестный. После упразднения пионерской организации здание было переименовано в Дворец детско-юношеского творчества.
5. Дом купцов Агафуровых
Главный дом усадьбы купцов Агафуровых (К.Х. и З.Х.) расположен в центральной части Екатеринбурга на улице Сакко и Ванцетти. В 1891 году братья Агафуровы, купцы второй гильдии, приобрели усадебный участок с имеющимися постройками: полукаменным домом, двухэтажным бревенчатым домом с угловой башенкой и одноэтажным флигелем с пристроенной галереей. В 1892 году, по проекту архитектора Ю.О. Дютеля, был проведен капитальный ремонт полукаменного дома. В 1893 году к нему были пристроены трехгранные эркеры с верандами с северной и южной сторон. В 1920-х годах здание претерпело некоторые изменения: часть окон первого этажа была изменена, утрачено одно парадное крыльцо и цветное остекление террасы. Двухэтажный полукаменный особняк ориентирован главным фасадом на красную линию улицы. Его объемно-пространственная композиция базируется на кубе, дополненном трехгранными эркерами с верандами на втором этаже. Главный фасад имеет трехчастную композицию: центральная часть выделена слегка выступающим ризалитом и мавританской башенкой на крыше, боковые части акцентированы симметрично расположенными трехгранными эркерами, угловые позиции которых подчеркнуты башенками на парапете. Горизонтальное членение фасада обеспечивается сложным профилированным междуэтажным поясом с орнаментом из сухариков, а также фризом под окнами второго этажа, выполненным из вертикально расположенных фигурных дощечек, создающих рельефный узор. Верхняя часть фасада украшена фризом с резным орнаментом, представляющим собой сочетание русских народных и восточных мотивов. Значительное место в декоративном оформлении занимают оконные наличники. Окна цокольного этажа имеют рамочные наличники и сандрики в виде фронтонов. Наличники высоких окон второго этажа выполнены в виде многоступенчатой рамы из шпренгельной доски с аппликативным орнаментом и карнизом. Узкие простенки между окнами заполнены лопатками с накладными рейками, уложенными «елочкой». Богато декорированные наличники окон террас и эркеров имеют арочные, стрельчатые и фигурные элементы, придающие зданию восточный колорит. Парадный вход, расположенный в левом эркере, выделен навесом на кованых кронштейнах, а дверные полотна украшены глухой резьбой.
6. Дом камнереза Трапезникова
Дом Трапезникова – изысканный образец деревянной архитектуры, украшенный затейливым резным декором и ажурными металлическими элементами. Возведенный в 1902 году по заказу потомственного камнереза Константина Ивановича Трапезникова, этот особняк, выполненный в русском стиле, представляет собой эффектное здание с высокими крышами. Архитектурная композиция дома включает светелку с выходом на балкон, шатровую надстройку над парадным входом и веранду (ныне утраченную). Центральная часть фасада, оформленная ризалитом с тремя окнами, отличается богатым резным убранством окон второго этажа, включающим столбики, сандрики и спаренные кронштейны. Стилевое решение здания, а также его декоративные особенности, позволяют отнести его к лучшим образцам «русского стиля» в архитектуре.
7. Дом купцов Коробковых
Пара идентичных домов, возведенных в первой четверти XIX века, известна под названием «Дома Коробковых» – по фамилии их первых владельцев. Автором проекта считается Михаил Павлович Малахов (1820-е годы), хотя документального подтверждения этому нет. Изначально дома были архитектурно идентичны, однако реконструкция 1880-х годов внесла изменения: правый дом (владельцами которого в тот период были Демидовы) был украшен ажурными элементами и башенками, а левый дом (дом Жирякова) приобрел черты мавританско-готического стиля по проекту архитектора Александра Ивановича Падучева. Демидовы не проживали в домах, используя их под коммерческие помещения. Из интерьеров до наших дней сохранилась лишь рельефная лестница с декоративным орнаментом, происхождение которой точно не установлено: одна версия указывает на ее петербургское происхождение, другая – на уральское производство, выполненное в соответствии с петербургскими модными тенденциями. На протяжении всего периода существования домов часть помещений использовалась под мастерские, конторы, магазины, рестораны и медицинские кабинеты. Среди наиболее известных жильцов Домов Коробковых – Василий Логинов, промышленный магнат и основатель «Спичечного Акционерного Общества», а также Александр Ардашев, двоюродный брат В.И. Ленина. Именно родство Ардашева с вождем пролетариата, а не архитектурная ценность зданий, по всей видимости, предотвратило их снос во время реконструкции проспекта в 1980-х годах. Здания были сохранены как памятники архитектуры, хотя и продолжали использоваться под коммерческие нужды. В 2008–2009 годах дома были реконструированы, полностью изменив внутреннее пространство. В настоящее время, по сложившейся традиции, в здании по проспекту Ленина, 25 расположены магазины.
8. Дом-музей Бажова
Мемориальный музей Павла Петровича Бажова в Екатеринбурге расположен в доме, построенном самим писателем для своей семьи. Знаменитый уральский сказочник, автор «Малахитовой шкатулки», начал строительство дома на улице Архиерейской (ныне улица Чапаева) в 1911 году после женитьбы на Валентине Александровне Иваницкой. В 1914 году семья Бажовых переехала в новый одноэтажный дом, состоящий из четырёх комнат, и проживала в нём (с небольшими перерывами во время Гражданской войны) до 1968 года. В 1969 году, спустя девятнадцать лет после смерти писателя, в доме была открыта мемориальная экспозиция, доступная для широкой публики. В настоящее время Музей П.П. Бажова имеет статус памятника культуры федерального значения.
9. Особняк мещанина Блинова
Дом был построен в 1912 году на территории бывшей усадьбы. Здание вытянуто вдоль красной линии улицы, а со стороны двора имеет выступ в северо-западной части. Главный (восточный) фасад выделяется высокой кровлей и двумя декоративными куполами. Декоративное оформление фасада включает оригинальные мотивы, нехарактерные для жилой застройки Екатеринбурга начала XX века: фриз с изображением гусей, щиплющих виноград, маски в картушах на парапетных столбиках, фигурки путти в консолях, поддерживающих карниз, и стилизованные изображения водорослей, которые составляют орнаментальное обрамление слуховых окон. Парадный вход, оформленный лепной гирляндой и козырьком с кованой решеткой, ведёт к лестнице на второй этаж и далее в центральный коридор, параллельный главному фасаду. Связь между помещениями осуществляется как через коридоры, так и через проходные комнаты. В интерьере первого и особенно второго этажей частично сохранилась первоначальная отделка: лепные плафоны, обрамление потолков, печи и камины. Плафоны в комнатах второго этажа имеют круглую форму с геометрическим и линейным орнаментом и розетками в центре. Угловая печь в боковой комнате с балконом украшена пилястрами и арочным рельефом. Здание представляет собой образец архитектуры городского особняка Екатеринбурга начала XX века с элементами модерна в оформлении главного фасада. Построено в 1912 году.
10. Дом купцов Яковлевых
Городская усадьба, принадлежавшая купцу Яковлеву, а затем выкупленная другим купцом и промышленником Борчаниновым, была построена в середине XIX века. Свой современный облик главный дом приобрёл уже в XX веке при Борчанинове, который фактически заново отстроил особняк, придав ему эклектичный вид с элементами барокко. Фасад здания выглядит очень нарядно за счёт обилия лепного декора, хотя не все современники оценили эстетические наклонности владельца. Так, например, Павел Бажов писал, что у Борчанинова примитивный вкус. «Об этом говорят на всю Уктусскую улицу кариатиды в виде рослых кучеров, которыми был украшен новый дом этого купца». Кстати, кучера успешно «дожили» до наших дней.
Ранее мы также писали о шедеврах архитектуры Москвы и Санкт-Петербурга.
Владимир Городенкер, собственник одной из крупнейших строительных компаний в Уральском регионе, - заядлый горнолыжник.
В нём насчитывается 146 миллиардеров, их совокупное состояние выросло с прошлогодних $577 млрд до рекордных $625,5 млрд.
Редакция Всеостройке.рф рассмотрела пошаговый алгоритм создания строительной фирмы.
По данным регулятора, в феврале средний срок ипотеки приблизился к рекордным 26 годам (309,8 месяца), а в кредитах на строящееся жилье он достиг 27 лет (323 месяца).
Это новый бренд, под которым застройщик будет реализовывать офисную недвижимость.
Владимир Городенкер, собственник одной из крупнейших строительных компаний в Уральском регионе, - заядлый горнолыжник.
Поддержка в регионах с низкой распроданностью может быть распространена на проекты с вводом в 2027 году — замглавы Минстроя России Никита Стасишин
В нём насчитывается 146 миллиардеров, их совокупное состояние выросло с прошлогодних $577 млрд до рекордных $625,5 млрд.