Шедевры архитектуры Казани, на которые стоит взглянуть туристу
Редакция портала Всеостройке.рф выбрала десять архитектурных жемчужин столицы Республики Татарстан.

1. Казанский Кремль
Казанский Кремль – один из наиболее ярких символов города, прошедший эволюцию от оборонительной крепости до крупного музейно-исторического комплекса. Сегодня он представляет собой значимый культурный и исторический центр, на территории которого сосредоточено множество архитектурных памятников и музеев, что делает его неотъемлемой частью облика столицы Татарстана. Само слово «кремль», имеющее татарское происхождение, означает «укрепление». Примечательно, что Казанский Кремль старше Московского на два столетия.
Архитектурный ансамбль Кремля представляет собой уникальное сочетание татарских и русских архитектурных традиций. Строительство велось с X по XVI век на берегу реки Казанки. В 1556 – 1562 годах псковские мастера возвели мощные стены из белого камня на месте существовавшей ранее татарской крепости, сохранив лишь отдельные её фрагменты. В первой половине XVIII века прошла масштабная реконструкция, в ходе которой, в частности, была надстроена Спасская башня, увенчанная двумя ярусами с часами и колоколами.
Внушительные масштабы Кремля впечатляют: его площадь превышает 15 гектаров, высота стен достигает 12 метров, а толщина каменных стен составляет до 6 метров. До наших дней сохранились восемь башен.На территории Кремля расположены многочисленные достопримечательности, включая захоронения крымских ханов XV века, падающую башню Сююмбике, Спасо-Преображенский собор, мечеть Кул-Шариф, Пушечный двор, а также резиденция президента Республики Татарстан. Вход на территорию Кремля свободный, посещение музеев осуществляется за отдельную плату.
2. Дом Ушковой
История особняка тесно связана с Алексеем Ушковым, сыном влиятельного казанского промышленника. Во время учёбы в университете он встретил и вскоре женился на Зинаиде Высоцкой, пожелав преподнести ей в качестве свадебного подарка роскошный дом в центре Казани. Проект здания был поручен известному архитектору Карлу Мюфке. После выбора земельного участка на Воскресенской улице (ранее здесь располагались три жилых дома), Мюфке приступил к строительству, завершив его через пять лет. По свидетельствам современников, архитектор с огромным энтузиазмом работал над проектом, не обращая внимания даже на серьезные травмы (известен случай падения с лесов, повлёкший перелом рёбер). Результатом стала безупречная интеграция здания в городскую среду, мгновенно превратившая его в архитектурную достопримечательность Казани. Владелец изначально планировал использовать здание частично под коммерческие нужды и жилье, и уже через несколько месяцев первый этаж был занят магазинами. После революции 1917 года особняк был национализирован, а в начале 1920-х годов в нём разместилась региональная центральная библиотека, которая функционирует здесь и по сей день.
Архитектурная композиция двухэтажного кирпичного здания, напоминающего по форме незамкнутый каре, представляет собой мастерски выполненный синтез различных стилей. Внешняя отделка первого и второго этажей существенно различается: первый этаж отличается почти квадратными окнами и декорирование «под шубу», с главным входом, расположенным посередине центрального фасада; второй этаж украшен богатой лепниной в стиле барокко, скульптурными изображениями мифологических существ и орлов, акцентирующих внимание на ключевых элементах декора, и прямоугольными окнами с изящным оформлением.
Внутренняя планировка и интерьеры особняка сохранились практически в первозданном виде, что представляет огромную ценность для ценителей архитектуры. Каждое помещение отличается индивидуальным стилистическим решением (готика, рококо), с соответствующим подбором мебели и паркета. Особое внимание привлекает комната на втором этаже, названная «гротом», с спускающимися с потолка сталактитами, имитирующими природную пещеру. Согласно первоначальному замыслу, верхний этаж предназначался для жилых помещений, а нижний – для торговых, поэтому коридоры первого этажа шире, что обеспечивало удобство доставки товаров в магазины.
Здание, выстроенное в эклектическом стиле с преобладанием мотивов ампира и барокко, демонстрирует гармоничное сочетание различных архитектурных решений и стилистических направлений внутренней отделки. Каждый зал здания представляет собой уникальное произведение искусства, отличающееся индивидуальной стилистикой оформления. Особого внимания заслуживают витражи, выполненные с необыкновенной художественной выразительностью, и парадная лестница с изящными декоративными элементами в виде стилизованных драконов. К слову, в прошлом сад-грот был украшен фонтаном, птицами, а люстра, сверкающая в водных струях, создавала потрясающее световое зрелище благодаря преломлению света в воде и отражению от маленьких зеркал, вмонтированных в стены. Наиболее хорошо сохранились потолочные поверхности, отличающиеся уникальными росписями и цветовыми решениями в каждом зале. Бывшая гостиная, оформленная в стиле рококо, украшена двумя каминами из темного мрамора в стиле барокко.
3. Пушечный двор
Знаменитый Казанский Кремль включает в себя и Пушечный двор, представляющий значительный исторический интерес. В начале XIX века он являлся одним из крупнейших артиллерийских заводов Российской империи, на территории которого размещались медеплавильные печи, литьевые ямы, кузницы, склады и казармы для солдат. В 1850 году Арсенал прекратил свою работу. Арсенальный двор, возводившийся с XVII века и неоднократно перестраивавшийся, в настоящее время состоит из четырёх зданий: главного корпуса, а также западного, южного и северного. Главный корпус, наиболее масштабное и архитектурно выразительное сооружение комплекса, был построен в начале XVIII века. Изначально использовавшийся как арсенал, позднее он был перестроен для размещения квартир для офицеров. В настоящее время в здании главного корпуса располагается Гербовый зал и музей Пушечного двора. Музей является активной площадкой для проведения выставок и различных культурных мероприятий, от театральных постановок до модных показов. В качестве примера можно привести масштабную экспозицию огнестрельного оружия 2020 года, представившую вниманию публики обширную коллекцию, от пистолетов XVI века до пулеметов времен Первой мировой войны.
4. Гостиный двор
Национальный музей Республики Татарстан занимает старинное здание, известное старожилам как Гостиный двор. Гостиный двор – это место в русских городах, где останавливались купцы, хранились товары и велась торговля. Это было центральное место городской торговли. Путешественник, посетивший Казань в 70-х годах XVIII века, писал, что Гостиный двор, в котором было 776 лавок, выстроен весьма прочно. В конце века Казань насчитывала 676 русских и 595 татарских купцов. В конце 50-х годов ХIХ века казанское купечество составляло около трех процентов всего городского населения. Наиболее состоятельные из них входили в «гостиную сотню», они-то и имели самые лучшие лавки в Гостином дворе. Во время взятия Казани Емельяном Пугачевым в 1774 году, а потом – во время пожара 1797 года Гостиный двор серьезно пострадал. Пожар уничтожил здание практически полностью. В 1798 году Павел I издал указ о восстановлении Гостиного двора и даровал Казани беспроцентную ссуду на 10 лет из губернских доходов в размере 200 тысяч рублей – для сооружения нового Гостиного двора. В 1800 году, 25 июня, началось возведение третьего по счету сооружения Гостиного двора. Автором проекта стал архитектор Ф. Е. Емельянов. Гостиный двор был открыт в 1815 году. Это было двухэтажное строение, возведенное на кремлевском холме. Здание в виде эллипсоидного кольца, построенное из кирпича (большая редкость по тем временам) занимало по периметру весь квартал по соседству с кремлем и одним из фасадов выходило на нижнюю часть города (ныне на улицу Профсоюзную). Оно было выполнено в скромных формах русского классицизма. Колоннада ионического ордера, завершенная фронтоном, выделяла главный вход в здание с улицы Воскресенской, гармонируя с классическими фасадами близлежащих домов. Кстати, часть улицы Кремлевской – от Спасской башни до Пассажа – сегодня сохранила свой первозданный облик. Следующей реконструкции здание подверглось в конце XIX века. В начале 90-х годов в помещениях бывшего трактира расположился городской ломбард. В 1894 году северо-восточный угол двора был отдан под помещение городского научно-промышленного музея. Здание с учетом нужд музея перестраивал архитектор И. Колмаков. Были увеличены окна, над центральным входом появился красивый шатер в стиле эклектика. В 1933–1935 гг. часть северной и восточной корпусов надстроена двумя этажами по проекту архитектора М.С. Григорьева.
5. Благовещенский собор
Благовещенский собор – выдающийся памятник архитектуры и культуры России, расположенный в Казанском Кремле. Это старейшее каменное здание города, возведенное в 1561 году, продолжительное время являвшееся главным кафедральным собором Казани. Среди многочисленных посетителей собора были такие выдающиеся личности, как Александр Пушкин и Сергей Рахманинов; он также служил местом молитвы для российских императоров и членов их семей. В соборе покоятся мощи святителя Гурия, первого архиерея Казани. Первоначальный проект Благовещенского собора предполагал создание точной копии Успенского собора Московского Кремля. Однако многовековая история собора, включающая несколько значительных пожаров, привела к многочисленным перестройкам и ремонтным работам. Несмотря на это, в храмовой части собора сохранились интерьеры XVI–XVII веков. Реставрационные работы конца XX века позволили обнаружить под слоями штукатурки уникальные фрески, посвященные истории Казани.
Благовещенский собор является самым отдаленным от места возникновения образцом псковской архитектурной школы – крестово-купольный стиль с пятью колоннами. Полы сделаны из чугунных плит, привезенных с заводов Демидова. Внутри собор был украшен фресковой живописью.
6. Остров-град Свияжск

Историческое село Свияжск, расположенное в 30 километрах от Казани, возникло в результате стратегического решения Ивана Грозного, принятого после неудачных попыток завоевания Казани. В 1551 году в месте слияния рек Волги, Свияги и Щуки была построена мощная крепость, имевшая восемнадцать башен. Строительство было завершено в рекордно короткие сроки, и уже через год после основания крепости Казань была взята. Основанный Иваном Грозным Свияжск сохранил до наших дней образцы древнерусской архитектуры, свидетельства православной культуры и историческое наследие. Белокаменные монастырские постройки и храмы с золотыми куполами являются яркими примерами. В 1987 году в Свияжске был открыт филиал Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. В 2005 году создан Государственный природный заказник «Свияжский», а в 2009 году Свияжск получил статус объекта культурного наследия республиканского значения. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан в 2009 году был создан Свияжский музей-заповедник. В состав музейного комплекса входят: Музей истории Свияжска, Музей художника Г. Архиреева, Музей археологического дерева, музейная галерея и выставочный зал. На территории музея-заповедника находятся Свияжский Успенский монастырь, Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь, Троицкая церковь и Собор Богоматери Всех Скорбящих Радости.
7. Губернаторский (президентский) дворец
Расположенный на территории Казанского Кремля, Губернаторский (или Президентский) дворец представляет собой архитектурное сооружение, стилистически напоминающее Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Именно с этого строения начинается нумерация домов в Кремле. Во время своего посещения Казани в 1836 году Николай I распорядился построить в кремле «Военно-губернаторский дом с императорскою квартирою». Государь лично указал место для здания, подчеркнув, что фасадом дом должен быть «обращен на церковную площадь», а рядом стоящая обгоревшая бывшая Введенская церковь должна быть восстановлена и соединена закрытым переходом с дворцом.
В настоящее время дворец служит резиденцией Президента Республики Татарстан. Название «Губернаторский дворец» связано с тем, что до 1917 года здесь располагалась резиденция военного губернатора Казани. Возведение дворца произошло на месте разрушенного дворца казанских ханов. Строительство велось под руководством известного архитектора Константина Тона, также создавшего проект Храма Христа Спасителя в Москве. Здание выполнено в неовизантийском стиле, отличающегося чёткой симметрией всех композиционных элементов. Ввиду того, что дворец является резиденцией, осмотреть его можно лишь с внешней стороны, через изящную решётку входных ворот.
8. Ратуша
Казанская Ратуша – центральное здание города. Расположенная неподалеку от Театра Оперы и Балета, она охватывает площадь 5 тыс. кв. м. Сегодня в здании располагается орган местного самоуправления: здесь встречают иностранных гостей, проводят политические собрания, решают важные вопросы. Казанская Ратуша была возведена на месте Дворянского собрания. Чтобы построить Дворянское собрание, власти ежемесячно обязали отчислять по 85 копеек с каждой крепостной души в течение 4 лет. Общая стоимость строительства обошлась в 72 тыс. руб. Процессом строительства руководил комитет Н. Д. Булыгина. Первые годы Ратуша собирала городскую элиту – в ней проводились балы, концерты и особые приемы. Частыми гостями были такие знаменитые личности, как Ф. И. Шаляпин, В. М. Маяковский, С. В. Рахманинов. Война внесла свои коррективы – территория Казанской Ратуши была переоборудована под военный госпиталь. В советское время здесь находился штаб партии, а позже была оборудована танцевальная площадка и кинозал для просмотра фильмов. Собственные позиции Ратуша вернула только в 2005 г. На данный момент отреставрированное здание служит местом для заседаний городской администрации.
В фойе ведет парадная лестница, изготовленная из темного мрамора. Ее украшением являются статуи под названием «китаец с китайкой». Статуи – это единственная реликвия, которая сохранилась от собрания.
9. Дом Шамиля
Когда-то в этом красивом особняке на улице Тукая жила одна из богатейших мусульманских семей Казани! Дом был построен в 1863 году для Ибрагима Исхаковича Апакова – почётного потомственного гражданина Казани, купца первой гильдии, миллионера. Свою единственную дочь Бибимарьямбану купец выдал замуж за генерала Мухаммед-Шафи Шамиля, когда ей было всего 18 лет! Но, несмотря на большую разницу в возрасте, пара жила счастливо в доме, который невеста получила в приданое. Жизнь супружеской пары была яркой и впечатляющей: Шамиль и молодая жена занимались благотворительностью, устраивали пышные приёмы и вечера.
Претерпев множество изменений, сегодня особняк располагает внутри Литературный музей Габдуллы Тукая и не перестаёт радовать жителей Казани различными мероприятиями.
10. Здание государственного банка
Уже более ста лет в величественном здании на главной пешеходной улице Казани – улице Баумана – размещается главный банк Татарстана. Здание для банка было построено в 1914 году в стиле неоклассицизм и оборудовано по последнему слову техники. В кладовую банка, защищенную стальными дверями весом более 11 центнеров, в период Первой мировой войны была перевезена часть стратегического золотого запаса Российской империи. В настоящее время в здании располагается Национальный банк Республики Татарстан. В 30-х годах XIX века на этом месте размещалась Вторая мужская гимназия, а в 1846-1856 годах – дом, где последние годы жизни провел великий русский математик, ректор Казанского университета, автор неевклидовой геометрии Николай Лобачевский.
В Отделении Банка России в Татарстане есть свой музей. Среди его экспонатов – элементы защиты, модели пространств и коллекционные монеты. Попасть в музей на экскурсию можно бесплатно, по предварительной записи. Сейфы для банка закупались Государственным банком централизованно: партию рассылали во все отделения, которые на тот момент существовали. Предмет на фото выполнен петербургской фирмой «Санъ-Галли» – она также делала камин в комнате хозяев в Доме Ушковой.
Макет золотой кладовой изготовлен для музея на основе архивных документов Государственного банка и представляет собой собирательный образ, так как о том, что действительно было внутри, знали всего несколько человек. Дверь в кладовую весом 1,1 тонны от фирмы «Артур Коппель» можно было открыть тремя ключами, которые хранились у трех разных людей. Первоначально это были управляющий, контролер и кассир.
Ранее мы также писали о шедеврах архитектуры Москвы и Санкт-Петербурга.
Владимир Городенкер, собственник одной из крупнейших строительных компаний в Уральском регионе, - заядлый горнолыжник.
В нём насчитывается 146 миллиардеров, их совокупное состояние выросло с прошлогодних $577 млрд до рекордных $625,5 млрд.
Редакция Всеостройке.рф рассмотрела пошаговый алгоритм создания строительной фирмы.
По данным регулятора, в феврале средний срок ипотеки приблизился к рекордным 26 годам (309,8 месяца), а в кредитах на строящееся жилье он достиг 27 лет (323 месяца).
Это новый бренд, под которым застройщик будет реализовывать офисную недвижимость.
Владимир Городенкер, собственник одной из крупнейших строительных компаний в Уральском регионе, - заядлый горнолыжник.
Поддержка в регионах с низкой распроданностью может быть распространена на проекты с вводом в 2027 году — замглавы Минстроя России Никита Стасишин
В нём насчитывается 146 миллиардеров, их совокупное состояние выросло с прошлогодних $577 млрд до рекордных $625,5 млрд.