Шедевры архитектуры Самары, которые стоит обязательно посмотреть туристу
Редакция портала Всеостройке.рф выяснила, что Самаре есть великолепные здания в стиле модерн.

Поволжье – это регион, богатый удивительными архитектурными ансамблями. Помимо живописных волжских набережных, города могут похвастаться великолепными особняками и доходными домами, нередко превосходящими по своей красоте и изысканности аналогичные постройки в Москве и Санкт-Петербурге. Однако особый интерес представляют здания, выполненные в стиле модерн. Эта эпоха дала архитекторам полную свободу творчества, побуждая к смелым экспериментам и новаторским решениям. Русские зодчие с большим энтузиазмом воспользовались такой возможностью, создав множество уникальных памятников архитектуры.
1. Особняк Новокрещеновой
Особняк Новокрещеновой (адрес: улица Фрунзе (Саратовская), 144), построенный в 1909 году по проекту архитектора Михаила Квятковского, занимает почетное место среди выдающихся образцов самарского модерна. Его уникальный декор и оригинальная композиция оконных проемов делают его действительно неповторимым. Модерн, как известно, отличается тесной связью с природой, что находит свое выражение как в изобилии растительных мотивов в декоре, так и в пластичности линий фасада. Плавные изгибы стен, отсутствие резких углов и строгих геометрических форм – все это отражает природную гармонию и естественность. Особняк Новокрещеновой является ярким воплощением этих принципов.
Фасад особняка можно условно разделить на две части, каждая из которых имеет свои особенности. Левая часть выделяется небольшим балкончиком с пластичной оградой, напоминающей по форме подтекший воск свечи. От ограды к щипцу уходят два пилона, соединяющие балкон с карнизом и разделяющие большое окно второго этажа на три части, создавая эффект Диоклетианова (или Термального) окна. Щипец украшен лепным растительным декором в виде кувшинок – довольно необычный мотив для модерна.
Кувшинки также украшают левую часть фасада, где расположен одноэтажный эркер с удивительным оконным проемом сложной, не поддающейся простому описанию формы. Оригинальность подчеркивается и необычной расстекловкой. Заслуживает внимания и окно в боковой части эркера, практически незаметное с противоположной стороны улицы, но тщательно проработанное архитектором. Именно благодаря таким кажущимся незначительным деталям особняк Новокрещеновой представляет собой выдающийся памятник архитектуры модерна, уникальное сочетание пластичности линий, богатого декора и оригинальных архитектурных решений.
2. Здание крестьянского банка
Здание бывшего крестьянского земельного банка (улица Куйбышева (Дворянская), 153), возведенное в 1910 – 1911 годах по проекту выдающегося петербургского архитектора Александра фон Гогена, занимает особое место в архитектурном ансамбле Самары. Эта постройка, выполненная в стиле северного модерна, отличается своей необычностью и красотой. Стилевое единство с архитектурой Финляндии и Санкт-Петербурга прослеживается в здании : асимметрия фасада, оригинальное решение эркеров (маленький прямоугольный эркер с круглым окном слева и скругленный эркер с прямоугольными окнами справа), а также множество разнообразных оконных проемов с необычной расстекловкой – все это свидетельствует о влиянии северного модерна. Оконные проемы представлены порядка десятка разновидностей форм, включая уникальные для Самары узкие бойницы, разделенные на втором этаже полуколоннами, а на щипце – фасадной стеной. Все это создает неповторимый облик здания, вызывающий восторг и интерес у наблюдателей. Многочисленные декоративные детали приглашают к внимательному изучению каждого элемента фасада. Однако некоторые детали отчетливо свидетельствуют о «петербургском происхождении» проекта. Например, маленький эркер слева повторяет формы аналогичных эркеров в зданиях Санкт-Петербурга, а выразительная башня – архитектурные решения Финляндии и северной столицы России.
Несмотря на преобладание черт северного модерна, фон Гоген внес и элементы местного колорита. Например, барельеф с изображением герба Самары (козы) напоминает о географическом расположении здания. Таким образом, здание крестьянского банка – уникальный синтез стилевых традиций северного модерна и местного колорита, замечательный памятник архитектуры и гордость Самары.
3. Особняк Курлиной (ныне – музей модерна)
Особняк Курлиной (улица Фрунзе (Саратовская), 159), построенный в 1903 году по проекту выдающегося архитектора Александра Зеленко, заслуженно занимает первое место среди памятников модерна Самары. Это здание является не только ярким образцом стиля, но и уникальным музеем модерна, открытым в 2012 году – первым и единственным в России. Благодаря этому, посетители могут полностью погрузиться в атмосферу эпохи модерна, исследуя как экстерьер здания, так и его внутренние интерьеры, полностью соответствующие стилю начала XX века. Александр Зеленко, талантливый архитектор с богатым воображением, создал для Самары пять выдающихся зданий (четыре из которых – в стиле модерн), а затем продолжил свою творческую деятельность в Москве. Его архитектура часто сравнивается со сказкой, однако самарские работы Зеленко отличаются лаконизмом и гармоничностью.
Фасад особняка отличается идеальной композицией и изящным декором. Скромность и красота гармонично сочетаются, создавая впечатление лаконичности. Из декоративных элементов следует отметить небольшую растительную вставку над угловым окном первого этажа, монохромную темно-зеленую плитку под карнизом и ажурную ограду карниза, представляющую собой настоящее произведение искусства. Парадный вход украшен элементом в виде буквы «Омега» (или замочной скважины), характерного для стиля модерн.
В настоящее время в особняке действует музей модерна, позволяющий оценить внутреннее оформление, не уступающее по своей красоте и изяществу фасаду. Великолепная люстра в гостиной, представленная в виде огромного соцветия с кувшинками, витраж, закрывавший в прошлом вид в будуар, и сохранившаяся мебель в стиле модерна – все это создает полную картину жизни и быта жителей особняка в начале XX века. Особняк Курлиной – безусловный шедевр архитектуры, заслуживающий самого высокого признания, как уникальный памятник модерна и замечательный музей.
4. Дача Головкина
Дача купца Константина Головкина (улица Советской Армии, 292), построенная в 1908 – 1909 гг., представляет собой уникальный памятник модерна. В отличие от многих загородных резиденций самарского купечества, выполненных в мавританском стиле, Головкин, прозванный самарским Леонардо да Винчи, отдал предпочтение стилю модерн, создав действительно неповторимое здание. Архитектурный облик дачи описывается как «романтический гротеск, граничащий с мистикой». Построенная из пустотелого кирпича и бетонных блоков, она отличается своеобразной акустикой. Крупные пластические объемы здания прорезаны узкими, щелевидными окнами, схожими c бойницами. Скульптурная композиция – загадочная девушка, выходящая из волны, и фигуры слонов – придают зданию особый символизм. Поверхность стен гладкая, с минимальным количеством декоративных элементов. Лаконичность и даже аскетичность геометрических объемов приближают стиль постройки к конструктивизму.
Свет проникает в здание через узкие окна в ограниченном количестве, поэтому в дневное время в доме часто использовались свечи. Образ дачи – загадочный и таинственный, наполненный символизмом и необычными архитектурными решениями. Примечательно, что в известной книге «Русский модерн» историка архитектуры Елены Борисовой дача неправильно названа «дачей Беляева». Однако, настоящее имя ее владельца и архитектора – Константин Головкин, совместно с Валентином Тепфером ставший автором этого замечательного проекта. Дача Головкина – подлинный шедевр модерна, загадочное и уникальное здание, представляющее особый интерес для изучения истории архитектуры Самары.
5. Доходный дом Алексея Нуйчева
Доходный дом Алексея Нуйчева (улица Самарская, 149), построенный в 1902 – 1903 годах по проекту архитектора Михаила Квятковского, является ярким представителем самарского модерна. Сразу после возведения в нём разместилась гимназия сестер Харитоновых, а первый этаж до 1911 года арендовало губернское отделение Крестьянского поземельного банка. Здание отличается характерными чертами самарского модерна: скошенный угол акцентирован эркером и завершается граненой башенкой. Однако главное его достоинство – богатое скульптурное оформление и необычная отделка. Среди декоративных элементов – атланты (демонтированы в 1980-х годах), слоники, бабочки, вазоны и маски. Щедрое использование декоративных деталей придает зданию особую выразительность, хотя и затмевает рационализм его фасада. Модерн в данном случае проявляется преимущественно в декоре, придавая ему чисто украшательную функцию. «Худощавые» атланты вяло поддерживают эркер, «бабочки» заменяют замковые камни в оконных проемах, а слоновьи головы венчают пилястры. Декоративные элементы были выполнены по эскизам художницы – дочери Алексея Нуйчева. Дом Нуйчева – замечательный пример самарского модерна, отличающийся богатством декоративного оформления и оригинальностью художественных решений.
Ранее мы также писали о шедеврах архитектуры Москвы и Санкт-Петербурга.
Владимир Городенкер, собственник одной из крупнейших строительных компаний в Уральском регионе, - заядлый горнолыжник.
В нём насчитывается 146 миллиардеров, их совокупное состояние выросло с прошлогодних $577 млрд до рекордных $625,5 млрд.
Редакция Всеостройке.рф рассмотрела пошаговый алгоритм создания строительной фирмы.
По данным регулятора, в феврале средний срок ипотеки приблизился к рекордным 26 годам (309,8 месяца), а в кредитах на строящееся жилье он достиг 27 лет (323 месяца).
Это новый бренд, под которым застройщик будет реализовывать офисную недвижимость.
Владимир Городенкер, собственник одной из крупнейших строительных компаний в Уральском регионе, - заядлый горнолыжник.
Поддержка в регионах с низкой распроданностью может быть распространена на проекты с вводом в 2027 году — замглавы Минстроя России Никита Стасишин
В нём насчитывается 146 миллиардеров, их совокупное состояние выросло с прошлогодних $577 млрд до рекордных $625,5 млрд.