Skip to main content

16.04.2025 16:28

Разное

Шедевры архитектуры Выборга, которые стоит увидеть туристу

Редакция портала Всеостройке.рф составила подборку из десяти архитектурных шедевров средневекового города.

В Выборге – уникальном городе России, можно ощутить дух средневековой Европы, гуляя по историческому центру часами. Выборг был основан в 1293 году шведским полководцем Торгильсом Кнутссоном и в разное время принадлежал России, Швеции и Финляндии. Смешение архитектурных стилей и разных культур создает неповторимый облик города. Ни в одном другом городе России вы не найдете такого огромное количество необычайных памятников архитектуры, о которых мы и спешим рассказать вам в этой статье.

1. Выборгский замок

Выборгский замок – единственный средневековый замок на территории России. Этот замок считается одной из главных достопримечательностей города,  его история восходит ко второй половине XIII века (1293 год), когда он был возведен шведскими строителями.  В последующие столетия  крепость неоднократно укреплялась и расширялась, приобретая всё более внушительные масштабы и  архитектурную выразительность. В начале XX века замок дважды переходил во владение Финляндии,  но после Второй мировой войны вновь стал собственностью России. С 1970 года в здании замка функционирует музей,  предлагающий посетителям  экскурсии по залам,  подъём на башню и  знакомство с атмосферой средневекового двора.

2. Часовая башня

Часовая башня в Выборге была построена в XVI веке как колокольня при кафедральном соборе, который находился рядом и был главным храмом города. Башня стала важной частью городской жизни, выполняя как религиозную функцию, так и роль своеобразных городских часов. Первоначально построенная шведами, Часовая башня была выполнена в характерном стиле позднего Ренессанса. Когда в 1710 году, в ходе Великой Северной войны, Выборг был взят войсками Петра I и вошел в состав Российской империи, башня осталась важной частью городской инфраструктуры. В XVIII веке она была перестроена и дополнена новыми архитектурными элементами в стиле барокко. Башня серьезно пострадала во время Зимней войны 1939–1940 годов и Великой Отечественной войны. К тому времени кафедральный собор уже был разрушен, но Часовая башня выстояла, хотя и в сильно поврежденном виде.  В 1970-х годах башня была частично восстановлена и стала объектом охраны как исторический памятник. На протяжении следующих десятилетий были проведены реставрационные работы, направленные на сохранение её оригинального облика. 

3. Дом с совами

Выборгский «Дом с совами», доходный дом в стиле северный модерн,  возведённый в 1908 году по проекту архитектора Отто Вартиоваара,  является памятником архитектуры регионального значения. Характерные черты доходного дома сочетаются с национально-романтическим декором фасада,  украшенного  стилизованными изображениями растений, солнца, лир и сов (сова с короной стала одним из символов Выборга).  В этот же период в Выборге были построены  здания с подобной  птичьей символикой на фасадах. В 1917 году В.И. Ленин скрывался в этом доме,  используя квартиру депутата Хуттунена,  но  вскоре переехал в целях конспирации.  На фасаде здания размещена памятная доска,  посвященная этому событию. Как установила искусствовед, исследователь искусства Скандинавии и города Выборга, член ИКОМОС, Анастасия Мартынова, с октября 1918 по май 1919 года в доме проживал  художник Н.К. Рерих с семьёй,  создавший здесь ряд картин. В 2019 году на боковом фасаде А. Мартыновой была установлена памятная доска в честь пребывания в доме семьи Рерихов, созданная по ее авторскому проекту. Благодаря выявленным историческим фактам о пребывании в доме семьи Рерихов, историческая значимость здания как памятника архитектуры многократно возросла. 

Дом получил незначительные повреждения во время советско-финских войн (1939 – 1944) и  продолжает использоваться как жилой. В 2024 году в одном из подъездов  был обнаружен оригинальный настенный орнамент в стиле северный модерн, скрытый под несколькими слоями краски.

4. Библиотека Алвара Аалто

Выборгская библиотека Алвара Аалто (проспект Суворова, 4),  построенная в 1933 – 1935 годах,  представляет собой знаковую работу архитектора,  отмечающую его переход от неоклассицизма к  модернизму. В этом здании впервые проявилось  характерное сочетание  функционализма и  плавности природных линий,  а также  предпочтение  естественных материалов,  в особенности дерева.  Знаменитый волнообразный акустический потолок лекционного зала,  утраченный в послевоенные годы,  был  восстановлен по оригинальным чертежам. Читальный зал уникален своими  круглыми потолочными окнами,  заменяющими  традиционные  стеклянные  проёмы  в стенах. Строительство библиотеки,  начавшееся в 1927 году,  финансировалось  благодаря завещанию  Марии Лаллукка,  вдовы  выборгского мецената.  Торжественное открытие состоялось 13 октября 1935 года.  Библиотека  обладает  уникальным  книжным  фондом,  включая  краеведческое  собрание.

Искусствовед Анастасия Мартынова комментирует: «Аалто» в переводе с финского языка – волна. В 1927 году архитектор Алвар Аалто создаёт проект библиотеки в Выборге – один из самых известных объектов архитектора. В этом проекте архитектор впервые также разрабатывает дизайн помещений и мебели. При проектировании здания Аалто создавал «идеальное пространство», в котором было продумано всё: от мелочей декора до освещения в разное время суток. Его часто называют «архитектором библиотек», и это не случайно: Аалто – автор двенадцати реализованных и около десяти неосуществлённых библиотечных проектов. Первая библиотека, возведённая им в 1935 году в Выборге, навсегда стала образцом функционализма. Удивительный интерьер с подвесной волнистой конструкцией потолка и рядами забавных трёхногих табуретов словно море и крабы. Придерживаясь принципа создания открытого пространства, он проектировал библиотечные залы с обилием световых фонарей на потолках. Освещение обеспечивается наличием зенитных фонарей – 57 конусообразных отверстий диаметром 1,8 м в потолке. Фонари расположены рядами равномерно над площадью зала. Они имеют плоское двойное остекление. Верхнее освещение наполняет зал мягким бестеневым светом, идеальным для чтения. Между световыми люками устроена система отопления. Крышу макета будущей выборгской библиотеки находчивые Алвар и его супруга Айно изготовили в мало приспособленных для работы дачных условиях, используя упаковку от яиц. Спроектировав модель здания по сторонам света, они наблюдали за движением и преломлением солнечных лучей в её внутреннем пространстве в разное время суток. Результат оказался убедительным: до наступления сумерек зал библиотеки не нуждался в дополнительной подсветке. Свету, как главному природному ресурсу севера, Аалто всегда уделял повышенное внимание. В большинстве его проектов именно свет – рассеянный, мягкий, обволакивающий – формирует архитектурное пространство, выявляет пластику конструкций, служит основным средством эмоционального воздействия. Культовый Stool 60 из гнутой берёзы был придуман специально для лекционного зала библиотеки в Выборге – единственного архитектурного проекта Алвара Аалто на территории России. Его, кстати, «копирует» IKEA в дизайне табурета Frosta. У классической версии табурета четыре детали: круглое сиденье и три L-образные ножки, которые крепятся с помощью винтов. Аалто придумал такую ножку, когда рассматривал свои лыжи. Первый табурет поступил в продажу в 1933 году и выпускается и сейчас в Artek. Но на весь мир табурет прославился, попав в магазин IKEA. Однако их табурет стоит на четырёх ножках и сделан из многослойной гнутой берёзовой фанеры. К слову, позднее у Аалто появилась и модель Е60 c 4-мя ножками, максимально приближенная к дизайну, который мы могли наблюдать в IKEA. Знатоки находят расхождения в дизайне этих двух табуретов, например, в толщине сидения. Кстати, знаете, как появилась разборная мебель IKEA? Появление такой мебели, предмета гордости создателя IKEA Ингвара Кампрада, стало результатом его случайной встречи с молодым художником по имени Гиллис Лундгрен, ставшего дизайнером большого количества вещей-бестселлеров. Однажды Гиллис сфотографировал стол, который после следовало упаковать. Неожиданно он пробормотал: «Cколько же он занимает места! Давайте открутим у него ножки и положим их под столешницу». IKEA продаёт свою версию «Фроста» по цене около 10 евро. Оригинал от Artek стоит 200 евро. К слову, название «IKEA» является акронимом, и расшифровывается как «Ingvar Kamprad Elmtaryd Agunnaryd», то есть это имя и фамилия основателя и название фермы Эльмтарюд в пригороде Агуннарюд, где он родился. Названия товаров появились благодаря дислексии основателя Ингвара Кампрада. Он создал систему, в которой использовались реальные скандинавские слова, имена и географические названия».

5.  Здание рынка

Здание в стиле северного модерна было построено в 1906 году по проекту архитектора Карла Сегерштадта на месте башни Лакамунды укреплений Каменного города, существовавших с конца XV века до конца XIX века . Во время войны здание рынка было почти полностью разрушено, осталось только несколько стен. Но герб Выборга над арочным входом не пострадал. Само здание впоследствии было восстановлено.

6. Ратуша

Выборгская ратуша была построена в 1643 году и стоит во главе площади Старой Ратуши.  В XVII веке это здание служило местом заседаний бургомистров, здесь проходили коллегиальные собрания. В начале XX века здесь был этнографический музей и выставлялась даже древнеегипетская мумия. История ратуши отмечена многочисленными испытаниями:  значительные разрушения в годы войны,  пожары.  В XX столетии здание было отремонтировано и  приспособлено для проживания.  В настоящее время Ратуша является памятником культурного наследия,  при этом  продолжая  использоваться в качестве жилого здания.

7. Здание Объединенного банка северных стран

Банк Северных стран, учрежденный группой выборгских купцов немецкого происхождения для обслуживания внешней торговли Финляндии, действовал в городе с 1873 по 1919 гг. Для размещения главной конторы банка, в 1900 г. по проекту архитектора В. Аспелина было построено здание в стиле неоренессанс. Расположенное на углу Рыночной площади строение выглядит очень монументально и богато декорировано. Уровень первого этажа весь облицован гранитом. Северный фасад с главным входом украшен изображениями жезла Меркурия, а медальон над главным входом содержит инициалы названия банка по-фински и по-шведски. Восточный фасад здания украшен гербом Выборгской губернии, расположенный на уровне крыши. В центре фасада размещен красивый балкон, по краям которого установлены скульптуры грифонов (крылатых львов) – хранителей богатства. 

8. Дом Хакмана (Гранитный дворец)

В 1906 году товарищами по учёбе в Гельсингфорсском политехническом училище У. Ульбергом и А. Гюльденом в Выборге было основано архитектурное бюро. Одним из первых заказов стал проект делового и жилого здания в центре Выборга для нужд фирмы «Хакман и К°» на тот момент старейшей и крупнейшей лесопромышленной и торговой компании Выборга, основанной немецким купцом Й. Хакманом из Бремена. Хакманы, одна из самых богатых и влиятельных семей Выборга, получили известность и как меценаты, основатели Выборгской школы искусств и Выборгского художественного музея. В кладке фасада можно увидеть гранитный блок с именами архитекторов: «A. Gyldén U. Ullberg». В результате Советско-финских войн (19391944) Хакманы покинули Выборг, но основанная ими компания «Хакман» (фин.) русск. продолжала действовать в Финляндии. В послевоенное время бывшее конторское здание было перепланировано под жилой дом, а в 1990-е годы расселено и приватизировано. 

Искусствовед Анастасия Мартынова рассказывает об истории издания: «Хакман был влиятельным человеком, известным во многих сферах общественной жизни: будучи депутатом парламента, первым председателем городского совета Выборга и промышленником, он занимался благотворительностью и поддерживал деятелей искусства. Помимо Юхо Риссанена Хакман также выступал меценатом для скульпторов Йоханнеса Таканена и Вальтера Рунеберга, а также для композитора Яна Сибелиуса. Хакман основал множество предприятий, в числе которых был медный рудник Оутокумпу. История компании «Хакман и Ко», началась с основания торгового дома в Выборге в 1790 году. В XIX веке сферами деятельности торговой фирмы были деревообрабатывающие и лесопромышленные предприятия, широкую известность ей принесли столовые приборы, которые компания начала изготавливать из нержавеющей стали в 1924 году. С 1910 года компания Hackman сосредоточила свою деятельность по деревообработке в районе Хонкалахти, Йоутсено, а в начале 1990-х годов это предприятие было продано концерну Enso-Gutzeit. За время своего существования фирма Hackman управляла несколькими дочерними компаниями и приобрела множество предприятий. В настоящее время Hackman является торговой маркой группы компаний Fiskars. Говоря о выборгском гранитном дворца, Йохан Фридрих Хакман, основавший торговый дом Hackman, купил участок на пересечении улиц Похъойсвалликату и Пииспанкату еще в 1806 году. Тогда на этом месте стояли двухэтажные дома из кирпича, покрытого белой штукатуркой. В 1907 году на участке началось строительство нового здания по проекту архитекторов Уно Ульберга и Акселя Гюльдена. По мнению многих, по окончании строительства дом Хакмана стал самой выдающейся совместной работой двух архитекторов. При выборе материалов и размера здания учитывалось расположение поблизости от Выборгского замка. Например, высота была ограничена двумя этажами. Внешний вид постройки также должен был быть предельно сдержанным, что касалось как цветового решения, так и массивности здания. Фасад был облицован грубо обработанным красно-серым гранитом, часть которого была поставлена из местечка Пульса под Лаппеенранта. На первом этаже размещались конторы «Hackman & Co» и жилые помещения. Вильгельм Хакман жил на втором этаже. На цокольном этаже располагались архив, курительная комната, помещение для заседаний и котельная. Стены приемной и лестницы были отделаны мрамором, а пол покрывал паркет. Окна, двери и детали интерьера конторских помещений и кабинета директора изготавливались плотниками по заказу, в том числе из орехового дерева. Поскольку Вильгельм Хакман ценил искусство, на оформление интерьера было потрачено много денег. В Выборге художник Юхо Риссанен работал над триптихом для особняка Вильгельма Хакмана. В различных источниках встречается информация, что Риссанен работал в Выборге над фресками. Однако, я установила, что в особняке Хакмана триптих представлял собой масляную живопись. Произведение «Воскресный визит молодых девушек» создавалось в окрестностях Парижа на основе набросков, выполненных художником в Сен-Жермен-ан-Ле. Риссанен имел возможность жить во Франции благодаря финансовой поддержке Хакмана. Левая часть триптиха получила название «Отплытие на лодке», центральная – «Прием в саду», правая – «Прощание». Триптих был большим, размеры его центральной части составляли 135×360 см, боковых – 135×200 см. Сохранившиеся эскизы несколько меньше оригинальной работы, но в остальном они ей полностью соответствуют. Вильгельм Хакман остался доволен эскизами, которые прислал ему Риссанен, и художник пообещал позаботиться о том, чтобы их поэтичность была сохранена в самой работе. Работу над картиной в Выборге Риссанен завершил ранней весной 1913 года. Триптих, написанный масляными красками, располагался в приемной Вильгельма Хакмана на втором этаже здания, на разделенной пилястрами стене длинного холла. Работа также известна под названием «В гостях». Произведение демонстрирует влияние Мориса Дени. Художник фактически использовал одну модель для всех женских образов. Женские лица не обладают ярко выраженными индивидуальными чертами, они проработаны условно, схематично. Моделью для картины стала женщина испанского происхождения, с которой Риссанен познакомился в Париже. Хотя и ходили слухи о том, что финские солдаты во время Второй мировой войны вырезали части работы из рам и забрали их с собой, но, так или иначе, картина пропала в военное время. Сохранившиеся же эскизы принадлежали Фонду культуры Финляндии, который был основан Херманом и Майей Паавилайнен. В 1984 году произведения были переданы на хранение в Художественный музей Лаппеенранта, а в 2007 году Фонд культуры Финляндии передал их в дар музею». 

9. Дом купца Москвина

Прообразом Дома купца Ф. Москвина (арх. Пааво Уотила) стал средневековый кафедральный собор в Роскилле (Roskilde Domkirke), служащий усыпальницей датских королей. Как отмечает искусствовед Анастасия Мартынова, на молодого архитектора (ему было всего 26 лет), обрушился град обвинений в школярском и наивном копировании.  Roskilde Domkirke – первая из европейских церквей, выполненная из красного кирпича, представляет собой шедевр средневековой архитектуры. Строительство собора заняло 110 лет с 1170 года по 1280.
Высота шпилей – 83 метра.  До Реформации, начавшейся в Дании в 1536 году, собор был католическим, после и до сегодняшнего времени – протестантским.

Пааво Уотила родился 4 апреля 1881 года в семье фермеров. В 1900 году окончил лицей в Таммерфорсе и поступил в Гельсингфорсское политехническое училище. Будучи студентом, в 1903 году победил в архитектурном конкурсе на проект усадьбы, а в 1904 году занял 2 место в конкурсе на железнодорожный вокзал в Гельсингфорсе. Получив в 1905 году диплом архитектора, работал в различных архитектурных мастерских, в частности в мастерской Аллана Шульмана в Выборге. В 1912 году получил должность главного архитектора Выборга и проработал в этой должности до 1928 года.

10.  Ведьмин дом

Ведьмин дом –  жилое здание в Выборге, возведенное в 1898 году по проекту выдающегося архитектора Эдуарда Диппеля. Это уникальное строение расположено на пересечении улиц Южный Вал и Выборгской, в самом сердце живописного города Выборг. Здание состоит из трехэтажного и четырехэтажного корпусов, выполненных в стилях неоготики и модерна, что придает ему своеобразный очаровательный облик. Особенность этого объекта состоит в том, что при определенном ракурсе у здания «пропадает» одна стена и дом кажется плоским. 

Ранее мы также писали о шедеврах архитектуры Москвы и Санкт-Петербурга.

Подписаться на новости портала Всеостройке.рф
Новости по теме
Владелец ГК ТОЧНО Николай Амосов подписал соглашение с администрацией Татарстана

Меморандум сроком 10 лет был подписан в рамках международной выставки и конференции в сфере девелопмента – International Property Market в Казани. 

Дата публикации 15-05-2025 18:57
Какой район выбрать для жизни в Москве: гайд по Патриаршим прудам

Редакция Всеостройке.рф разбирает, один из самых узнаваемых и противоречивых районов столицы — Патрики.

Дата публикации 15-05-2025 17:08
Арсен Каноков: состояние и карьерный путь сенатора с амбициями

Редакция портала Всеостройке.рф разбиралась, с чего начинал владелец крупнейшего строительного холдинга.

Дата публикации 15-05-2025 14:54
Затопило частный дом: как правильно действовать и к кому обращаться за помощью?

Редакция портала Всеостройке.рф провела оценку рисков и проанализировала меры предосторожности. 

Дата публикации 15-05-2025 9:25
Последние новости
Сергей Музыченко,  заместитель главы Минстроя РФ: «Фундамент Китайской сист...

О международном сотрудничестве, сокращении инвестиционно-строительного цикла, создании единого реестра поставщиков – эксклюзивно для Всеостройке.рф

Дата публикации 15-05-2025 19:59
Владелец ГК ТОЧНО Николай Амосов подписал соглашение с администрацией Татар...

Меморандум сроком 10 лет был подписан в рамках международной выставки и конференции в сфере девелопмента – International Property Market в Казани. 

Дата публикации 15-05-2025 18:57
Антон Глушков, президент НОСТРОЙ: «Стройка по-прежнему остается привлекател...

О ситуации на рынке жилья, инвестиционной привлекательности российских строительных проектов и международном сотрудничестве —  эксклюзивно для портала Всеостройке.рф. 

Дата публикации 15-05-2025 18:20
Какой район выбрать для жизни в Москве: гайд по Патриаршим прудам

Редакция Всеостройке.рф разбирает, один из самых узнаваемых и противоречивых районов столицы — Патрики.

Дата публикации 15-05-2025 17:08
Всё о стройке

Независимая площадка девелопмента
России и стран СНГ

Мероприятия