
Кому не выгодно строительство цементобетонных дорог в России?
Рассказываю, почему цементобетонное покрытие выигрывает по качеству у привычного асфальта, и что мешает активному строительству таких дорог в нашей стране.

В России насчитывается более 1,5 млн километров дорог, в основном – с асфальтобетонным покрытием. Протяженность же цементобетонных дорог в нашей стране не превышает 3%. В то время как в других странах с разными климатическими условиями этот процент существенно выше: в Канаде, по данным из открытых источников, более 30%, в Китае, например, – более 60%. Разобралась в причинах непопулярности бетонного дорожного покрытия в нашей стране.
Цементобетонные дороги, уже зарекомендовавшие себя в разных странах мира, хороши по нескольким причинам. Во-первых, они долговечны: срок их службы составляет в среднем около тридцати лет, что в разы выше аналогичного показателя у асфальта. Бетонные дороги устойчивы к высоким нагрузкам и резким перепадам температур, способны выдержать и жару, и мороз без деформации, обладают лучшими по сравнению с асфальтом светоотражающими свойствами, что дает водителям лучшую видимость трассы в темное время суток и снижает число происшествий. Так что еще одно, второе, преимущество цементобетонных дорог – безопасность.
В-третьих, они экономичны – ведь благодаря высокой износостойкости отпадает необходимость ежегодного вливания средств в их «ямочный ремонт» и в целом новое строительство. В-четвертых, такое покрытие является более экологичным. Цемент производится из негорючих известняка и глины, бетон тоже не горюч и при нагреве не выделяет токсичные газы. Подробнее о преимуществах цементобетонного покрытия мы уже рассказывали.
Но тем не менее факт остается фактом: доля цементобетонных дорог в России крайне мала. И тому может быть несколько причин.
Отсутствие технологий и нехватка цемента?
Несмотря на их неприменение, все необходимые стандарты для дорог из бетона, которые касаются смесей и технологий их укладки, в России уже есть. В частности, существует государственный стандарт, где прописаны все требования к бетонным смесям, которые используются для устройства слоев оснований и покрытий автодорог. Другой национальный стандарт – «Дороги автомобильные общего пользования. Бетоны для устройства слоев оснований и покрытий. Технические условия» – касается бетонов, применяемых для строительства и реконструкции дорог.
То есть все необходимые стандарты уже есть. По оценкам экспертов, проблема заключается не в нехватке ресурсов, а в нежелании чиновников менять устоявшиеся схемы и подходы.
Необходимость строительства бетонных дорог поддерживается на самом высшем уровне. Как отмечает председатель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов, строительство дорог с применением цементобетона и минеральных вяжущих является практичным решением. «При строительстве дорог с покрытиями из цементобетона срок службы увеличивается в несколько раз, сокращаются затраты на капитальный ремонт, что благоприятно сказывается на экономике России. Сырья для производства цемента на сегодняшний день достаточно в каждом регионе, как и цементных заводов», – пояснил парламентарий.
Спорная нефтяная выгода
Еще один стоп-фактор – строительство асфальтовых дорог может быть выгодно нефтяной отрасли. Ведь при создании такого покрытия активно используется битум, побочный продукт переработки нефти, требующий регулярного сбыта. И он является основным компонентом асфальтобетонной смеси, которая применяется для создания верхнего слоя покрытия.
Но битум уступает бетону по долговечности, экономической выгоде и экологичности. Ведь он не создает достаточной прочности, может «проваливаться» на неустойчивом грунте и плавится от жары. Как итог – дорожные ямы и деформации, влекущие бесконечные расходы на перекладывание асфальта.
Надежность = экономия, в том числе и на «откатах»
Гарантированный срок службы асфальтового покрытия без ямочного ремонта составляет около 8–10 лет, затем появляется необходимость дороги «подлатать». Чем старше «возраст» такого покрытия, тем чаще требуется ремонт, который осуществляется в большинстве своём за счет бюджетов разного уровня. А значит, создается возможность регулярного освоения бюджетных средств.
Один из примеров – в начале 2025-го 16 миллионов «исчезли» при ремонте нижегородских дорог. Контрольно-счетная палата Нижегородской области выявила ряд нарушений в деятельности областного Управления автомобильных дорог: при проверке отчетов было зафиксировано завышение стоимости работ из-за неверно указанных расценок.
Использование более долговечных технологий, таких как цементобетон, уменьшает частоту ремонтов, что ограничивает возможности для коррупционных схем. Это гарантирует повышение прозрачности процессов и более эффективное использование государственных средств. При этом благодаря высокому сроку службы бетонных дорог в целом снижается потребность в ежегодных расходах на ямочный ремонт, что определенно выгодно для российского бюджета.
Успешный опыт уже есть
Несмотря на то, что значительная часть существующих сегодня цементобетонных дорог в России была построена еще во времена Советского Союза, примеры успешного современного строительства тоже есть.
Например, в 2020 году открыли после реконструкции участок трассы Р-254 «Иртыш» протяженностью 13,5 км с цементобетонным покрытием. В том же году движение запустили по Северному обходу города Новосибирска, покрытие трассы – тоже цементобетонное. Как и на некоторых участках дорог А-116 «Чита-Забайкальск», которые капитально отремонтировали в 2018 году.
Пример последних дней – первая бетонная дорога на Кубани, которую всего за два месяца построил российский промышленник и меценат Олег Дерипаска. Новая дорога, связывающая Усть-Лабинск с индустриальным парком «Кубань», уже прошла проверку сотнями большегрузов. Пока дорога имеет экспериментальный статус, ведь для России такой способ строительства дорог является редкостью.
Тем не менее, проблема дорог в России, как в том известном анекдоте, все еще имеет место быть, и решить ее могло бы помочь активное применение цементобетонных покрытий, снизив заодно процент коррумпированности отрасли.
Редакция портала Всеостройке.рф разбирала обязанности арендатора и собственника.
Редакция «Всеостройке.рф» разобралась в истории успеха основателя ведущего девелопера юга России.
ГК ФСК – один из ведущих девелоперов в России, реализующий масштабные проекты жилой и коммерческой недвижимости.
Девелопер ТОЧНО из Краснодара возглавила рейтинг динамики развития среди российских девелоперов.
Редакция портала Всеостройке.рф составила рейтинг самых продаваемых массовых новостроек Москвы в прошедшем году.
Редакция портала Всеостройке.рф о важных нюансах.
Редакция Всеостройке.рф разбиралась со скандальной историей ЖК «Новомарусино».
Редакция портала Всеостройке.рф о необходимости и последствиях отсутствия адреса.