Шедевры архитектуры Иваново, которые должны быть в вашем маршруте
В этом городе можно встретить как шедевры конструктивизма, так и купеческий неоклассицизм.

Иваново. Что приходит на ум, когда упоминают этот город? «Город невест», производство ситца – пожалуй, всё. Но Иваново – это часть туристического маршрута «Золотое кольцо России», что само по себе удивительно. Дело в том, что город разительно отличается от своих древних соседей – Владимира, Ярославля, Костромы, Суздаля. В этой статье редакция портала Всеостройке.рф разберет уникальность Иваново, его эволюцию до центра крупного текстильного региона, а затем – до полигона конструктивистских экспериментов.
1. Железнодорожный вокзал
Ивановский железнодорожный вокзал (Вокзальная площадь, 3), завершенный в 1933 году по проекту архитектора В.М. Каверинского и реконструированный в 2018–2020 годах, представляет собой крупнейший в России образец конструктивистской архитектуры вокзального строительства. Здание сохранило свой исторический фасад, а интерьеры, включая декоративные элементы залов 1950-х («синий зал») и 1980-х годов («красный зал»), настенные панно и метлахскую плитку, позволяют проследить эволюцию советской архитектурной эстетики.
2. Дома-метафоры
В центре Иваново, на улицах Ленина и Громобоя (адрес: ул. Ленина, 37, 49, 53; ул. Громобоя, 13), расположены знаменитые образцы конструктивистской архитектуры 1920 – 1930-х годов – дома-метафоры. Эти здания, находящиеся в радиусе одного километра друг от друга, получили свои названия благодаря архитектурным решениям. Дом-пуля и Дом-подкова были построены для ОГПУ (в первом работали сотрудники, во втором – проживали). Дом-корабль – проект московского архитектора Даниила Фридмана, а Школа-птица – работа ивановского архитектора Василия Панкова, силуэт которой напоминает птицу с башенкой-обсерваторией в левом крыле.
3. Ивсельбанк

Здание бывшего Ивановского сельскохозяйственного банка (ул. Красной Армии, 10) – выдающийся образец конструктивизма, созданный Виктором Весниным, одним из основоположников этого направления. Архитектор причислял его к числу своих главных работ, сравнимых по значимости с такими масштабными проектами, как ДнепроГЭС. Характерные черты конструктивизма – четкие геометрические формы, плоская кровля, обширные светопроемы, отсутствие декоративных элементов и функциональная организация внутреннего пространства – полностью реализованы в этом здании.
4. Дом Дюрингера
Ивановская усадьба, расположенная по адресу улица Марии Рябининой, 33/28, представляет собой редкий образец дореволюционной архитектуры модерн. Построенная в 1914 году местным архитектором Александром Фёдоровичем Снуриловым для швейцарца Александра Яковлевича Дюрингера, она привлекает внимание не только своей архитектурой, но и многочисленными легендами, окутавшими её со временем.
Переехав в Иваново из Москвы в 1909 году, Александр Яковлевич Дюрингер приобрёл усадьбу у Охлопкова и осуществил её масштабную перестройку. Его увлечение средневековьем нашло отражение в архитектурных решениях: башни, антресоли, тройные окна и балконы с коваными решетками придают зданию характерный псевдоготический облик, напоминающий средневековый замок. В доме также имелись зимний сад и вольер для попугаев, принадлежавших хозяину. По некоторым свидетельствам, клетки для птиц хранились на чердаке ещё в 60-х годах XX века.
Усадьбе приписывают существование подземного туннеля, который вел, согласно одной из версий, к соседней усадьбе Соколовых. Эта легенда связывает появление туннеля с предполагаемым романом главы семейства Дюрингеров с хозяйкой соседнего имения. По другой версии туннель заканчивался у реки, о чём свидетельствуют периодически появляющиеся провалы на территории усадьбы. Ещё одна версия связывает туннель с деятельностью масонской ложи, в которую, якобы, входили Бурылин и сам Дюрингер.
В 1919 году Александр Яковлевич Дюрингер скончался от черной оспы. Его похоронили в закрытом гробу. Свидетельства очевидцев описывают многочисленные прощания женщин у гроба. Смерть Дюрингера породила легенду о спрятанных вместе с ним драгоценностях. Однако, родственники и прислуга опровергали эту версию, утверждая, что видели драгоценности в кабинете покойного. Несмотря на официальные данные об отсутствии наследства после смерти владельца усадьбы, легенды о спрятанных сокровищах в стенах дома до сих пор продолжают жить. Официальная версия гласит, что имущество хозяин потратил еще при жизни.
Александр Яковлевич Дюрингер отличался привлекательностью и богатством, что приводило к многочисленным романам. Когда его жена Ольга узнала о его связи с известной балериной и щедрых подарках в её адрес, включая фамильные драгоценности, она покончила жизнь самоубийством в декабре 1915 года. По местным преданиям, призрак Ольги Дюрингер до сих пор появляется в окнах старинного особняка.
5. Особняк Бурылина


Ивановский «Музей ивановского ситца», разместившийся в усадьбе Бурылина, хранит в себе не только историю текстильной промышленности, но и удивительную биографию своего основателя. Дмитрий Геннадьевич Бурылин (1852 – 1924), один из богатейших фабрикантов России, прославился не только предпринимательской хваткой, но и масштабной меценатской деятельностью. Происходивший из старообрядческой семьи, он унаследовал от деда текстильное производство и, благодаря своим деловым качествам, значительно расширил его. Однако его богатство шло рука об руку с заядлым коллекционированием. Начиная с 14 лет он собирал монеты, а впоследствии его собрание пополнили коллекции игральных карт, курительных трубок, часов, икон, предметов одежды, женских украшений, картин и гравюр. Особое место занимали коллекции масонских знаков и редких книг. Бурылин, будучи не только успешным бизнесменом, но и просвещенным человеком, не ограничился личным обогащением. Напротив своей усадьбы он построил в стиле модерн «Музей промышленности и искусства» (ул. Батурина, 6/40), а также финансировал строительство нескольких школ в Иваново и участвовал в городских благоустроительных проектах. Успех Бурылина основывался на наследстве и собственной инициативе. Его поездка в Англию, родину текстильного производства, позволила ему приобрести секрет изготовления высококачественной нити, что впоследствии обеспечило выгодные контракты с российским военным ведомством и значительно обогатило его хлопкоочистительную фабрику. Примечателен факт, что Бурылин приобрел билет на «Титаник», но из-за пневмонии не смог отправиться в плавание, возможно, избежав гибели и сохранив для истории свое наследие. В 1915 году был открыт музей, тайно соединенный подземным ходом с его усадьбой. Октябрьская революция резко изменила жизнь Бурылина. Лишившись своего состояния и влияния, он был вынужден некоторое время даже работать смотрителем в своём музее, который перешёл в государственную собственность. Впоследствии, после доносов, он скончался в 1924 году. Однако его вклад в развитие Иваново как текстильного центра и его меценатская деятельность остались в истории.
На второй этаж здания ведет мраморная лестница с оригинальными светильниками. Из всех залов лучше сохранились «розовый» и «голубой». Паркет «розового» зала еще помнит поступь прежних владельцев. В «голубом» зале можно увидеть старинный камин, который, если верить легендам, был инкрустирован драгоценными камнями. Конечно, советские годы и Великую Отечественную войну это богатство не пережило. Не дошли до наших дней и многие детали интерьера, например, лепнина и гобелены.
6. Щудровская палатка



Самое древнее здание города из сохранившихся. Расположено в самом центре города и полностью контрастирует с соседними зданиями и строениями. Была построена как приказная изба для управляющих селом Иваново. Всё время закрыта на протяжении многих лет. Есть версия, что автором проекта был крепостной зодчий Черкасских Потехин. Палатка является примером гражданской каменной архитектуры XVII века. В 18 веке, когда Иваново принадлежало уже графу Шереметеву, приказную избу купил разбогатевший крестьянин Осип Щудров. Он превратил здание в набойную палатку, то есть в набойную мастерскую. Здесь набивали холсты – наносили рисунок на ткань.
7. Особняк Щаповых


Этот особняк был построен в 1908–1909 годах московским архитектором П.А. Заруцким на перекрестке Семеновского переулка (ныне улица Марии Рябининой) и Негорелой улицы (ныне улица Советская). Чуть дальше по Семеновскому переулку размещались корпуса фабрики Щапова. Изначально дом был прямоугольный в плане, двухэтажный, с полуподвалом. Объем усложнялся выступами на фасадах и граненой башней на углу. Стены были выложены из красного кирпича. Штукатурка при отделке не применялась. Башня была увенчана куполом со шпилем. Ризалиты на флангах южного фасада завершались аттиками. На более широком правом ризалите до сих пор сохранилась решетка ограждения в силе модерн. Над входным тамбуром восточного фасада располагался балкон. Прямоугольные окна были заключены в рамочные наличники. По продольной оси здания проходил широкий коридор, по обе стороны которого располагались комнаты. Два угловых помещения – в башенном объеме и в северо-западном ризалите – имели эркеры. Внутренняя планировка этажей отличалась лишь в деталях. В интерьере до сих пор сохранились многие элементы отделки, сочетающие формы неоклассицизма и модерна, что было характерно для проектов Заруцкого. На первом этаже стены вестибюля были обработаны тосканскими трёхчетвертными колоннами, на втором – коринфскими колоннами на высоких постаментах. Потолки парадных помещений украшала лепнина. Металлическое ограждение парадной лестницы отличалось изысканным рисунком. В парадном зале до сих пор сохранилась оригинальная бронзовая люстра. В 1934 году по проекту архитектора А.А. Бречалова был надстроен третий этаж с повторением прежних элементов декора и завершения. При этом было полностью утрачено ограждение балкона. Русские купцы Терентий Алексеевич Щапов и его сын Николай Терентьевич были известными в Иваново-Вознесенске предпринимателями, играя во второй половине XIX – начале XX века существенную роль в текстильном становлении края. Сохранились собственноручно написанные воспоминания Николая Терентьевича Щапова, где он без утайки пишет о своем благосостоянии: «… в 1912/1914 г. на Святую Пасху у меня на счету: Волжского Камского банка 600 000 р., Московского купеческого банка 500 000 р., ещё в разных банках в бумагах. Дело стало тормозить и деньги не знали. куда девать, покупали бумаги и они все потеряли ценность. Можно было купить золота. Купили. Как переменчиво время! После смерти Мефодия Никоновича Гарелина,1-го миллионера в Иваново, приехали 2 человека, служащие Гарелина просить у меня 20 000 рублей. Я не отказал им, выдал чек на 15 000 руб., которую сумму я получил с наследников, дал служащим М.Н. Гарелина. Если бы жив был М.Н. Гарелин, я ему не усомнился бы дал и более. По этому можно судить, считали меня богатым и не ошиблись. За Тейковым у меня – лесу подростку и хорошего строевого – 300 десятин, лугов и полей – 200 десятин, под дорогой 50 десятин и ещё 6 десятин. На 35 000 руб. 2-я дача и дом куплен у Генералова Л.В. на Валдае озере. Всего до 100 десятин – 25 000 руб. 3-я у Белкрин – 5000 руб., Нижний Новгород – 5000 руб. Дома. Новый каменный стоил 100 000 рублей. Надворные постройки 50 000 рублей. Старый, каменный низ верх дерев. 25 000 рублей. Новый ткацкий корпус 50 000 рублей. Старый ткацкий корпус 25 000 рублей. На ситцевой фабрике 2 дизеля 75 000 рублей, 3 котла паровых 20 000 рублей, 1 дизель английский 15 000 рублей, 3 котла 10 000 рублей. В бумагах 500 000 рублей. Всего на миллион рублей».
8. Дом Бобкова


Дом № 13 принадлежал строительному подрядчику Фёдору Глебову, а дом № 10 как раз напротив него – отставному унтер-офицеру Т.С. Бобкову. Дом последнего был возведён в 1901 году и за прошедшие более чем сто лет хорошо сохранился. Он представляет собой каменно-деревянную конструкцию под вальмовой кровлей. Особенность дома в том, что на улицу 10 Августа обращены два этажа, а к бывшему ручью Кокуй, где достаточно большой перепад высот с улицей – три: цокольный и первый каменные, и второй – деревянный. Фасад, выходящий на улицу, решён в четыре оси оконных проёмов. Первый этаж каменный, покрашенный по штукатурке. Декор – симпатичное обрамление оконных проёмов и имитация «сухариков» под тягой, разграничивающей первый и второй этажи. Второй этаж – деревянный. Декор представлен в виде резного оформления угловых лопаток и симпатичнейшего оформления оконных наличников.
9. Старый железнодорожный вокзал

Железная дорога соединила Вознесенский посад с Москвой в 1868 году. Она строилась на деньги местных фабрикантов. Здание вокзала в русском стиле было построено в 1894 году и счастливо сохранилось до наших дней. Центральная кирпичная часть завершается резной башенкой. Боковые крылья – деревянные, стилизованы под крестьянские дома и богато украшены резьбой. Его собирались расширить и модернизировать еще в начале XX века, но этому помешала Первая мировая война. Сейчас в нем размещается магазин.
10. Дом Натали Саррот

«Один и тот же образ, неколебимый, запечатлевшийся раз и навсегда… неизменно возникающий при слове «Иваново»… это длинный деревянный дом, множество окон по фасаду… Мне хочется ощупать, погладить, облечь этот застывший образ словами… И пусть они проникнут сюда, внутрь дома, в эту большую комнату с ослепительно белыми стенами… сверкающим паркетом, по которому разбросаны яркие ковры… диваны, кресла покрыты ситцевыми чехлами в цветочек… разнообразные растения в больших горшках… в окнах между двойными рамами проложен слой белой ваты, припудренный серебряными блёстками. Ни один дом на свете никогда не казался мне таким красивым. Настоящий дом из рождественской сказки… и к тому же – дом, где я родилась», – так восторженно описала в автобиографической повести дом своего детства в Иваново-Вознесенске знаменитая французская писательница Натали Саррот. Она прожила без малого сто лет и умерла в Париже, где прошла большая часть её жизни.
Ранее мы также писали о шедеврах архитектуры других городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Волгограда, Нижнего Новгорода, Самары, Калининграда, Воронежа.
Редакция портала Всеостройке.рф ответила на вопрос о том, как понять, энергоэффективен ли ваш будущий дом.
Важно было бы получить государственный прогноз, в котором обозначенные объемы потребления цемента гарантированы государством — отмечает Мартынкина
Редакция портала Всеостройке.рф изучила самые лучшие районы столицы Урала.
Об этом заявил глава Уральской торгово-промышленной палаты (УТПП) Андрей Беседин.
Редакция портала Всеостройке.рф ответила на вопрос о том, как понять, энергоэффективен ли ваш будущий дом.
Об инновациях, внедрении искусственного интеллекта и ответственности перед покупателем — эксклюзивно для Всеостройке.рф
Важно было бы получить государственный прогноз, в котором обозначенные объемы потребления цемента гарантированы государством — отмечает Мартынкина
По словам эксперта, эстетика по-прежнему остается одним из ключевых факторов при выборе стекла.