Шедевры архитектуры Ярославля, которые стоит обязательно посмотреть туристу
Редакция портала Всеостройке.рф выбрала десять наиболее примечательных зданий.

Исторический центр Ярославля, сохранивший целостность своего архитектурного ансамбля, является главной достопримечательностью города. Городская застройка представляет собой уникальное сочетание стилей и эпох, отражающее многовековую историю Ярославля. Здесь можно наблюдать гармоничное сосуществование средневековых шатровых церквей, величественных барочных дворцов, изящных особняков в стиле модерн и монументальных сооружений в стиле сталинского ампира. Рассмотрим некоторые из наиболее примечательных памятников архитектуры Ярославля.
1. Успенский собор
В Ярославле, на слиянии Волги и Которосли, возвышается Успенский собор – архитектурный памятник, история которого неразрывно связана с богатым прошлым города. Основанный в начале XIII столетия, этот храм пережил множество испытаний, включая пожары, разрушения и, что особенно трагично, полное уничтожение в 1930-х годах прошлого века, когда на месте святыни был разбит парк. Восстановление собора, завершённое в XXI веке, стало значительным событием для Ярославля. Белокаменные стены, увенчанные золотыми главками, вновь украшают городскую панораму. Внутреннее убранство, тщательно воссозданное, впечатляет масштабностью иконной живописи. Среди бесценных реликвий, хранящихся в соборе, – мощи святых благоверных князей Василия и Константина, а также Ярославская икона Божией Матери, являющейся объектом особого почитания. Хотя дискуссии о внешнем облике храма и его месте в современной городской среде до сих пор не утихли, Успенский собор, вне всякого сомнения, стал одним из ярчайших символов Ярославля, украшением его исторического облика.
2. Церковь Архангела Михаила
На Которосльной набережной Ярославля расположена церковь Михаила Архангела – выдающийся памятник истории и архитектуры, известный прежде всего тем, что именно здесь сохранилась одна из старинных ярославских икон «Архангел Михаил», экспонируемая в собрании Государственной Третьяковской галереи в Москве. Эта церковь относится к числу наиболее ранних сооружений не только Ярославля, но и всей России, представляя собой образец древнерусского зодчества. Изначально она выполняла функции гарнизонного храма, служа местом молитвы для воинов. Первые письменные свидетельства о существовании церкви Михаила Архангела относятся к XIII веку. По преданию, деревянная церковь, возведённая в 1215 году по указу ярославского князя Константина Мудрого, была освящена в честь Архистратига Михаила, покровителя воинов. За свою долгую историю храм неоднократно страдал от пожаров. Каменный храм, построенный в 1657 году, практически полностью сгорел уже в следующем году, и его восстановление завершилось лишь спустя почти три десятилетия. В советский период церковь использовалась в качестве складского помещения, колокола были переплавлены, а внутреннее убранство, включая ценные изразцы и фрески, было практически полностью утрачено. Лишь частичная реставрация была проведена в последующие годы. Возрождение церкви как действующего храма состоялось в 1994 году, при этом реконструкция велась с соблюдением архитектурных канонов XVII века.
3. Церковь Ильи Пророка
Храм Ильи Пророка в Ярославле – выдающийся памятник древнерусского искусства, один из самых узнаваемых символов города. Возведённый в 1647 – 1650 годах на средства ярославских купцов братьев Вонифатия и Иоанникия Скрипиных, этот храм представляет собой сложный архитектурный ансамбль. К центральному объёму примыкают многочисленные, разновеликие и асимметрично расположенные пристройки: боковые приделы, колокольня, шатровый придел Положения Ризы (созданный специально для хранения частицы Ризы Господней, пожалованной царем Алексеем Михайловичем и патриархом Иосифом в 1650 году), галереи и два крыльца. Уникальность Ильинского храма заключается в исключительной сохранности его художественного убранства, представляющего собой вершину древнерусского живописного искусства. Особую ценность представляют подлинные фрески XVII века, поражающие своей яркой цветовой палитрой и превосходной сохранностью. Роспись центрального храма, выполненная в течение трёх летних месяцев 1680 года артелью из 15 костромских живописцев под руководством Гурия Никитина и Силы Савина, включает циклы евангельских сюжетов, изображений деяний апостолов, а также жития и деяний пророка Ильи и его ученика Елисея. Среди них выделяется фреска «Жатва», ставшая своеобразным символом Ярославля. Монументальные изображения святых на столпах храма включают образы святых покровителей храмоздателей – мученика Вонифатия и преподобного Иоанникия. Позолоченный иконостас, выполненный в технике резьбы и датируемый 1696 годом, содержит иконы, являющиеся шедеврами древнерусской иконописи. Значительная часть икон нижнего яруса приписывается знаменитому иконописцу XVII века Фёдору Зубову (среди них – храмовый образ Ильи Пророка, Благовещение, Вознесение и другие). В настоящее время храм Ильи Пророка находится в совместном ведении Ярославского музея-заповедника и Ярославской епархии.
4. Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове
Церковь Во имя Усекновения Главы Святого Иоанна Предтечи (полное название) – выдающийся памятник ярославской архитектуры XVII века, возведённый в 1671 – 1687 годах. Строительство храма, осуществлённое «мирским строением», стало уникальным проектом, не имевшим аналогов в то время. Его внушительные размеры делают церковь одной из самых заметных построек Ярославля. Толчково, юго-западное предместье Ярославля, расположенное на правом берегу реки Которосли, было известно ещё со времён Ивана Грозного своими кожевенными заводами, что и определило название слободы (от «толчения» – процесса обработки коры для выделки кож). Храм представляет собой уникальное сооружение: 15-главый крестово-купольный четырёхстолпный храм соборного типа с пятиапсидным алтарем. Его композиционное решение и архитектурная конструкция характерны для ярославской школы зодчества XVII столетия. Приделы, равные по высоте центральному четверику, создают впечатление грандиозного пятнадцатиглавия с восточной стороны. Богатое декоративное убранство храма поражает разнообразием форм: в нём использованы все основные приёмы декоративной отделки древнерусского зодчества, в том числе лекальный формованный кирпич – от простых профилей до сложных фигурных элементов (бусины, розетки, валики, косички, колонки, дыньки, кокошники и т.д.). Этот сложный кирпичный декор гармонично сочетается с цветными изразцами, поставленных «на угол», впервые использованными для украшения стен и барабанов глав. Фресковая роспись храма, выполненная ярославской артелью из 16 художников с 5 июня 1694 года по 6 июля 1695 года, является непревзойдённым образцом русского искусства XVII века, содержащим более полутора тысяч сюжетных изображений. Изображение церкви Иоанна Предтечи увековечено на современной российской банкноте номиналом 1000 рублей.
5. Драматический театр имени Волкова
Российский государственный академический театр драмы имени Фёдора Волкова – первый русский профессиональный драматический театр, история которого неразрывно связана с именем его основателя, уроженца Костромы Фёдора Григорьевича Волкова. Однако именно Ярославль стал колыбелью национального театрального искусства: здесь Волков поставил свой первый спектакль, здесь ему установлен памятник, и одна из главных площадей города носит его имя. Волковский театр – не просто достопримечательность Ярославля, но и значимый центр культурной жизни, посещение которого позволяет прикоснуться к истории русского театрального искусства. Однако первые спектакли проходили не в помпезном здании, а на окраине города, в помещении кожевенного склада купца Фёдора Васильевича Полушкина, отчима Волкова. Дебютная постановка пьесы Расина «Эсфирь» в 1750 году, проходившая при участии влиятельных ярославцев (воеводы Мусина-Пушкина, дворянина Майкова и других), завершилась триумфом. Успех вдохновил Волкова на создание настоящего театра. Он собрал труппу актеров, музыкантов и певцов, нашёл помещение, сам изготавливал декорации. В 1751 году с успехом прошла постановка пьесы Сумарокова «Хорив». Смерть отчима и полученное наследство позволили Волкову построить первое в России специально оборудованное театральное здание, вмещающее до тысячи зрителей, доступное всем социальным группам при наличии билета. В 1752 году состоялось знакомство Волкова с императрицей Елизаветой Петровной, впечатлённой его талантом и пригласившей его труппу в Москву. Волков покинул Ярославль, но история ярославского театра на этом не завершилась. В последующие годы в Ярославле появились театральные труппы при дворах знатных горожан (в том числе, у генерал-губернатора Мельгунова), были построены новые здания театров, перешедшие в городское владение лишь в 1882 году. Первое театральное здание на месте современного театра, построенное в 1819 году архитектором Паньковым, неоднократно реставрировалось, но к началу XX века обветшало. В 1911 году по проекту архитектора Николая Спирина было построено новое здание театра в стиле классицизма, в этом же году он получил имя своего основателя. К началу XX века сформировалась ярославская театральная школа.
6. Митрополичьи палаты
Митрополичьи палаты в Ярославле – редкий сохранившийся памятник архитектуры XVII века, «золотого века» города, когда Ярославль переживал расцвет экономики и культуры. В отличие от церковного строительства, светская архитектура того периода, преимущественно деревянная, практически не сохранилась до наших дней. Поэтому Митрополичьи палаты представляют собой исключительную ценность. Здание палат расположено на Волжской набережной, на месте бывшей резиденции ярославских воевод, уничтоженной пожарами. Резиденцию для митрополита Ростовского и Ярославского Ионы Сысоевича решили строить из камня. Строительство, начатое в конце 1680-х годов, завершилось к середине следующего десятилетия. Получившееся двухэтажное здание с широкими окнами состояло из трёх частей: сеней и двух жилых зон – парадной и жилой. В парадной части митрополит принимал гостей, а жилая включала спальню, хозяйственные и бытовые помещения. Архитектурные решения палат впечатляют: толщина стен достигает двух метров, уникальна система дымоходов и разветвлённая сеть подвальных помещений. Третий этаж был надстроен в XIX веке. В XVIII столетии первый этаж использовался под административные нужды епархии, а второй – для личного пользования митрополита. Фасады палат были богато украшены, хотя большая часть декоративной отделки утрачена. Сохранились фрагменты кирпичной кладки, свидетельствующие о богатстве декора оконных проёмов («каменное узорочье», по свидетельствам современников), пояски с геометрическим орнаментов и каменных крылец (разрушенных в XIX веке). В XVIII веке палаты стали центром общественной и политической жизни Ярославля. Здесь собиралась местная знать, недовольная петровскими реформами, проводились спектакли «Школьного театра» митрополита Дмитрия Ростовского. В 1763 и 1767 годах в палатах проживала императрица Екатерина II, нашедшая здесь вдохновение для написания нескольких театральных пьес.
7. Усадьба Сорокина («Дом со львами»)
Усадьба купца Сергея Николаевича Сорокина, известная ярославцам как «дом со львами», является памятником архитектуры, некогда считавшимся одной из красивейших усадеб города. Возведённая во второй половине XVIII века на средства купцов Затрапезновых, усадьба традиционно служила местом приёма высокопоставленных гостей Ярославля. Это была трёхэтажная усадьбы с каменным домом, каретным двором и большим садом. Дом отличался роскошной отделкой: дубовый и сосновый паркет, зеркальные стёкла на фасаде. К усадьбе принадлежали каменный каретник, конюшни, кучерская, прачечная, коровник, погреба и хозяйственные постройки, а также беседки и оранжерея. В 1760 году в Ярославле насчитывалось всего 46 каменных домов, и усадьба Затрапезновых считалась лучшей, предназначенной для приёма знати. Здесь некоторое время размещалась резиденция первого ярославского генерал-губернатора А.П. Мельгунова. В 1830-х годах усадьбу приобрёл купец С.Н. Сорокин, начавший масштабную перестройку. Дошедшие до наших дней элементы декора и лепнина появились на главном здании и каретном дворе лишь в начале XX века. Как и многие состоятельные ярославцы, Сорокины сдавали помещения усадьбы под образовательные учреждения. По данным краеведа П. Критского, здесь располагались частная подготовительная школа А.Г. Вахромеевой и библиотека художественного общества. В советский период в усадьбе функционировал туберкулёзный диспансер.
8. Усадьба Воронино (Музей-Усадьба дворян Леонтьевых)
Усадьба Воронино в Ярославской области – один из немногих сохранившихся комплексов дворянской усадьбы, расположенный в 20 км от Ростова Великого, по соседству с селом Годеново, в храме которого находится Животворящий Крест Господень. Хотя история усадьбы рода Леонтьевых насчитывает более трёх столетий, она была открыта для посещения лишь в 2015 году. В течение нескольких лет потомки владельцев усадьбы провели масштабные реставрационные работы, восстановив главный дом, склеп и родовой некрополь (XVII век), часть комплекса Троицкого храма (1811 год), фундаменты домового храма во имя иконы Толгской Божьей Матери (1768 год) и другие объекты. Была благоустроена обширная территория (более 20 га) с английским пейзажным и французским партерным садами, восстановлены каскадные пруды (акватория почти 3 га). Построены гостевые дома (вместимость до 50 человек) с буфетом и рестораном. В главном доме усадьбы открыты музеи, посвящённые истории усадьбы, роду Леонтьевых и Суворовых, краеведению и археологии. Отдельная экспозиция рассказывает о тысячелетней истории бортничества на Руси.
9. Храм Богоявления Господня
Ярославский храм Богоявления Господня – одна из главных достопримечательностей города, ценность которого определяется не только богатой историей и уникальной архитектурой, но и его влиянием на формирование узнаваемого облика Ярославля. Расположенный на одной из центральных площадей, храм является архитектурной доминантой, визуально объединяя окружающие объекты: памятник Ярославу Мудрому, Московский проспект, Спасский монастырь и Главпочтамт. В XVII веке эта территория принадлежала Спасо-Преображенскому монастырю и называлась Богоявленской слободкой, вероятно, по имени существовавшей здесь деревянной церкви. Строительство нового каменного собора началось в 1684 году по инициативе ярославского купца Алексея Зубчанинова, и завершилось в 1693 году. Храм поражал современников, отличаясь от традиционных ярославских церквей. Он был построен не на подклете, а на фундаменте (подклет в ярославских храмах использовался как склад или убежище). Отсутствовали традиционные столы и купольный план. Широкие окна обеспечивали освещение, а сомкнутый свод создавал ощущение простора. Необычным для того времени было использование изразцов в отделке фасадов, гармонично сочетающихся с кирпичной кладкой. Храм окружён с трёх сторон крытыми галереями, характерными для ярославской архитектуры. С северо-запада расположена шатровая колокольня, а в XIX веке к главному фасаду был пристроен притвор с резным крыльцом. В 1693 году собор был расписан, предположительно, мастерами из артели Дмитрия Плеханова и Фёдора Игнатьева. Фрески отличаются богатством красок и цветовой насыщенностью, сочетанием библейских сюжетов и растительных орнаментов. Иконостас, по мнению искусствоведов, сохранился с момента создания. В советское время храм был закрыт, но в настоящее время открыт для богослужений.
10. Усадьба Кузнецова
Ярославская усадьба Кузнецова – выдающийся памятник культуры и одна из интереснейших достопримечательностей города, гармонично сочетающий исторический дух, архитектурную красоту и фрагменты быта известных ярославских семей. В настоящее время в этом здании, расположенном на Волжской набережной, 17, находится Музей истории города – символическое расположение, так как сам особняк является важной частью истории Ярославля. Построенный в 1893 году за три года, особняк был возведён ярославским купцом Василием Яковлевичем Кузнецовым, который, переехав из Костромы, достиг успеха в торговле и известен своей благотворительностью (реставрация церквей, помощь сиротам, участие в деятельности Красного Креста). Кузнецов лично контролировал строительство дома, приобретя участок у семьи Друженковых. Здание представляет собой эклектичный архитектурный стиль, сочетающий черты классицизма, барокко и рококо. Со стороны Ильинского переулка к дому вела мраморная лестница (частично сохранившаяся). Интерьеры отличались роскошью: паркетные полы, бархатная обивка стен, богато украшенные люстры. Вокруг особняка Кузнецов создал усадебный комплекс, включающий баню, дровяник, кладовые, амбары, каретник и конюшню. В усадебном саду, доступном с террасы первого этажа, был фонтан – редкость для того времени. Купец планировал передать усадьбу своим племянникам, которые в начале XX века основали первую в Ярославле кондитерскую фабрику. После смерти Василия Яковлевича владелицей стала его жена. В 1919 году усадьба была национализирована. В разные годы здесь размещались различные учреждения: отдел коммунального хозяйства, детская больница, дом матери и ребёнка, областная глазная и хирургическая больница, глазное отделение городской клинической больницы. С 1985 года усадьба находится в ведении Музея истории города.
Ранее мы также писали о шедеврах архитектуры Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Волгограда, Нижнего Новгорода, Самары, Калининграда, Воронежа.
Владимир Городенкер, собственник одной из крупнейших строительных компаний в Уральском регионе, - заядлый горнолыжник.
В нём насчитывается 146 миллиардеров, их совокупное состояние выросло с прошлогодних $577 млрд до рекордных $625,5 млрд.
Редакция Всеостройке.рф рассмотрела пошаговый алгоритм создания строительной фирмы.
По данным регулятора, в феврале средний срок ипотеки приблизился к рекордным 26 годам (309,8 месяца), а в кредитах на строящееся жилье он достиг 27 лет (323 месяца).
Это новый бренд, под которым застройщик будет реализовывать офисную недвижимость.
Владимир Городенкер, собственник одной из крупнейших строительных компаний в Уральском регионе, - заядлый горнолыжник.
Поддержка в регионах с низкой распроданностью может быть распространена на проекты с вводом в 2027 году — замглавы Минстроя России Никита Стасишин
В нём насчитывается 146 миллиардеров, их совокупное состояние выросло с прошлогодних $577 млрд до рекордных $625,5 млрд.