Шедевры архитектуры Саратова, которые стоит увидеть туристу
Редакция портала Всеостройке.рф о десяти зданиях этого удивительного города.

Саратов – город с богатой историей и уникальной архитектурной палитрой, отражающей развитие российской архитектуры на протяжении веков. Архитектурный ансамбль города гармонично сочетает памятники царской эпохи, значимые сооружения советского периода и современные постройки. В данном обзоре мы рассмотрим некоторые архитектурные достопримечательности Саратова, формирующие его неповторимый облик и символизирующие важные этапы российской истории и культуры.
1. Свято-Троицкий собор
Свято-Троицкий собор на Музейной площади Саратова – старейший городской храм, памятник русского зодчества конца XVII – начала XVIII века. Возведённый из дерева в 1674 – 1675 годах, он сгорел в 1684 году. На его месте в течение сорока лет строился новый, каменный собор. Выполненный в стиле московского барокко, Свято-Троицкий собор отличается строгой и сдержанной красотой. Гранитные фасады украшены белым декоративным оформлением: наличниками, карнизами и орнаментальными элементами. К собору примыкает восьмигранная колокольня, соединённая с храмом крытой галереей и трапезной. Высота собора с крестом составляет около 35 метров, окружность – 95 метров. В 1937 году собор был закрыт и с 1942 года сдавалcя в аренду, вернулся в ведение Русской Православной Церкви в 1947 году. В собор была возвращена чудотворная икона Спаса Нерукотворного, привезённая первыми основателями Саратова и, по преданию, являющаяся одном из списков подобной иконы кисти Андрея Рублёва.
2. Дом Блюм
Двухэтажное каменное строение на углу улиц Немецкой и Александровской (ныне пр-т Столыпина и ул. М. Горького) было построено в 1870 году домовладельцем Петерсоном. Проект этого дома готовил саратовский инженер-архитектор К.В. Тиден. Здание построено в модном тогда стиле «эклектика» и интересно тем, что имеет форму замкнутого четырёхугольника с внутренним двором-колодцем. В 1874 году Иоганн Генрихович Блюм, обрусевший швейцарец, преуспевающий торговец головными уборами, покупает у первого владельца Петерсона этот дом. Блюм размещает в нем свое заведение – «Изготовление и продажа шляп и фуражек гражданского и военного образца». Часть дома была сдана в аренду.
С 1880 года хозяйкой магазина становится энергичная и предприимчивая невестка шляпоторговца, Аделаида Андреевна Блюм (урожденная Успенская), взявшая все дело в свои руки. С ее приходом к руководству заведения оно слегка перепрофилировалось – в нем стали изготовлять только дамские головные уборы. В доме Блюм были и жилые апартаменты, и шляпная мастерская, и магазин.
3. Усадьба Рейнеке
Особняк был построен в конце XIX века в Саратове по заказу купца, мукомола К.К. Рейнеке. Он заказал проект у известного саратовского архитектора Федора Шехтеля. Мастер прославился проектировкой Ярославского вокзала и особняка предпринимателя С.П. Рябушинского в Москве, а также павильона в Глазго. Особняк – квинтэссенция так называемого «чистого» модерна, хотя и выстроен после 1910 года. Особняк представляет собой двухэтажное здание, у которого несколько фасадов. Можно долго ходить вокруг него, открывая все новые повороты, углы зрения, эффектные сочетания объемов. Даже тот фасад, что обращен на улицу – броский, асимметричный, кипящий страстями, то столкновением, то едва уловимым переходом плоскостей, цвета и форм, – не принадлежит ей целиком, не воспринимается в лоб, фронтально. Он тактично отодвинут чуть в глубину участка за решетку ограды – динамичную, живо бегущую слева направо и зовущую за собой взгляд и шаг пешехода. Перед главным входом разноцветное панно, на котором изображены танцовщицы. Композиция выполнена по мотивам картины «Танцовщицы» художника Франца фон Штука. В целом в особняке продумано все до мелочей. Весьма оригинальны кронштейны карнизов, розовые и фиолетовые вставки над окнами, витиеватый водосток, лепной орнамент и многое другое. Сегодня в особняке К.К. Рейнеке находится госпиталь для ветеранов войн.
4. Особняк Шмидта
В конце XIX века дворовое место на углу Волжской (тогда Армянской) и Соборной улиц вместе с небольшой одноэтажной постройкой принадлежало купеческой семье Крафт. В 1900 году оно было выкуплено представителем богатого клана саратовских мукомолов Иваном Петровичем Шмидтом, который снёс старый дом для строительства нового особняка. Иван Петрович был уроженцем села Усть-Золиха, землевладельцем Аткарского уезда, одним из членов торгового дома по производству и продаже муки, потомственным почетным гражданином. Фирма «Товарищество братьев Шмидт» имела три отделения, кроме главной конторы. Две мельницы размалывали до 33 тысяч пудов пшеницы и ржи в сутки. Мука удостаивалась высших наград на европейских выставках и поставлялась не только в города Российской империи, но и в Персию. Для своих нужд содержался флот из трех пароходов, двух теплоходов и 30 барж. Шмидты много средств тратили на благотворительную деятельность – содержали городские приюты, дома призрения, больницы. Для проектирования нового дома Иван Петрович пригласил столичного архитектора Капитолия Авраамовича Дулин, который построил в Москве хлебную биржу и ряд доходных домов. Дом на Армянской был построен в 1910 – 1912 годах. И хотя считается, что стиль здания – модерн, оно имеет элементы неоклассицизма. Растительный орнамент, рельефные украшения на античные темы и фигуры грифонов – все эти детали можно рассматривать часами. Но самое интересное скрывается во дворе здания. Тут находится грот с чудовищем, сделанный в типичной манере модерна, а парадную лестницу охраняют скульптуры двух львов.
5. Гостиница «Астория»
История постройки этого примечательного здания восходит к 1911 году, когда известный саратовский предприниматель, торговец недвижимостью, купец 1-й гильдии Д.В.Тихомиров откупил у городской управы бывшее дворовое место князя Н.Е. Куткина на Немецкой улице, в самой центральной части Саратова, на местном «Невском проспекте» – так называли дореволюционные справочники эту лучшую городскую магистраль в три квартала, по которой с 1908 года уже курсировал трамвай. После оформления нужных бумаг и получения солидного кредита Д. В.Тихомиров начал здесь строительство крупной гостиницы, которую предполагалось обустроить на современном для того времени уровне – ресторан, электрическое освещение, душевые и ванные комнаты, подъемные электрические машины. Строительство было начато весной 1914 г. и ход его во многом осложнился начавшейся вскоре 1-й мировой войной. Проект гостиницы, названной «Асторией», был подготовлен архитектором Семеном Акимовичем Каллистратовым, работавшим в Саратове недавно, но уже прекрасно себя зарекомендовавшим подготовкой плана перестройки местной консерватории, получившего по его реализации безусловное одобрение и городских властей и городской общественности. К осени 1917 года строительство гостиницы было завершено. В дальнейшем здание стало центральной и лучшей городской гостиницей, где останавливались высокие и почетные гости Саратова. В январе 1927 года например в одном из номеров на 2-м этаже в течение 6 дней проживал В.В. Маяковский. Нижний этаж гостиницы всегда занимали магазины и кафе. Легенда гласит, что скульптуры рыцарей на пилонах символизируют стражников, охраняющих покой отдыхающих постояльцев. Название свое гостиница поменяла в 1956 г., став «Волгой».
6. Дом Никитиных
В 1890 году архитектор А.М. Салько соорудил на Немецкой улице двухэтажное жилое здание, известное нам как «дом Никитиных». Пётр Александрович Никитин – младший из трёх братьев Никитиных к 1890 году стал состоятельным цирковым предпринимателем и мог позволить себе возвести столь неординарный особняк, проект которого поручил подготовить самому популярному в Саратове архитектору. Основатели русского цирка братья Аким Александровичи Петр Александрович Никитины жили здесь на верхнем этаже, а нижний занимали аптека, небольшой ресторан и фотоателье. Планировка дома удобна, комнаты и залы светлы и просторны, хороши парадная лестница и угловая башенка-эркер. Но важнейшим, первостепенным достоинством и назначением дома стало его участие в сложении архитектурного образа одной из центральных, быстро в ту пору строившейся Немецкой улицы. В итоге изящная башенка отозвалась эхом вертикали пожарной каланчи, стоявшей чуть поодаль (в сторону Митрофаньевской площади (ныне площадь им. Кирова), абрис ее купола определил впоследствии, через полтора десятилетия, очертания покрытия кинотеатра «Художественный» (находился на месте нынешнего «Дома книги»). Декор фасада был достаточно насыщенным и сложным для крупного особняка; однако сила пластики и даже набор покрывавших поле фасада деталей точно укладывались в границы, заданные стилем и окружающей застройкой. Дом Никитиных – образец частного жилища, созвучного, аккомпанирующего среде.
7. Дом саратовских губернаторов
Дом саратовских губернаторов находится на Вольской улице города Саратова. Приехавший в 1903 году в город П.А. Столыпин выкупил недостроенный дом Рейнеке для губернской резиденции. Автором проекта, по которому достраивалось здание, стал известный саратовский архитектор А. Клименко. В 1904 году в резиденцию въехала семья Столыпиных, на втором этаже здесь была размещена приемная, а на первом жилые апартаменты. Примерно в это же время началось строительство соседнего здания, где была размещена губернская канцелярия.
Сегодня два здания представляют единый архитектурный ансамбль. В зданиях работает городская поликлиника и областной противотуберкулезный диспансер. Оба здания являются памятниками архитектуры.
8. Особняк Скворцова
Особняк Скворцова – особняк в стиле модерн, в архитектурном плане наиболее примечательными элементами постройки являлись облицовка кафелем и барельеф головы сфинкса. Особняк был выстроен на углу Введенской и Гимназической улиц в 1906 году и принадлежал присяжному поверенному, видному адвокату, члену дирекции музыкального училища и консерватории Александру Ивановичу Скворцову, племяннику саратовского мукомола Н.В. Скворцова, имевшего паровую мельницу и маслобойный завод. Скворцов с женой и двумя сыновьями располагался на втором этаже, а первый сдавал состоятельным квартирантам. Добротное двухэтажное строение с красивой облицовкой под светлый кафель, изящно разукрашенное с фасада экзотическими деталями, с огромными окнами и искусно вырезанной массивной дубовой дверью имеет неповторимый облик. Здание тяготеет к рациональному модерну. Его композиция подчёркнуто симметрична. В отделке особняка использованы глазурованный кирпич и керамическая плитка. По контрасту с фасадной плоскостью решены ключевые фрагменты – завершения угловых пилонов (маска сфинкса и фигуры загадочных птиц) и входной портал (ещё одна маска, резная дверь).
9. Особняк Дыбова
Этот симпатичный особняк, построенный в стиле модерн, принадлежал присяжному поверенному Александру Григорьевичу Дыбову, члену Саратовского общества пособия бедным. В конце XIX века в этом месте Царицынской улицы уже существовал кирпичный флигель. В начале XX века дворовое место вместе с этой постройкой перешли к присяжному поверенному Александру Григорьевичу Дыбову, который перестроил здание в 1910–1911 годах, превратив его в изящный особняк в стиле модерн. Предположительно архитектором проекта был Мечислав Пульман. После смерти Дыбова в 1916 году его вдова продала домовладение мещанке М. М. Бажановой, которая в свою очередь перепродала его О. А. Юдиной. Последняя его вскоре лишилась в ходе национализации большевиками частных домов. Советская власть разместила в доме сначала коммунальные квартиры, а затем детский сад №50, который занимает бывший особняк Дыбова и в наши дни. Вековое здание неплохо сохранилось, а его зал и сегодня украшает старинный камин, установленный его первым владельцем. В 2020-е годы фасад здания обновили, восстановили плитку. Вернули ограду на крыше, подновили лепнину и крыльцо.
10. Аптека Фридолина
Фармацевту Г.Г. Фридолину принадлежало в Саратове сразу несколько аптек. Сегодня памятниками архитектуры регионального значения являются здания двух из них: одно на углу улиц Сакко и Ванцетти и Чапаева (Сакко и Ванцетти, 64), второй – на Слонова, 15, район Драматического театра. Первое – наиболее заметное, расположенное в центральной части города. Второе, построенное в 1910-х годах, не столь выразительно, но также заслуживает внимания. Здание угловое, нежно-розового цвета, с вензелями и незатейливыми рисунками над вторым этажом. Уникальность обоих памятников архитектуры в том, что за сто лет они не утратили своего функционального значения. И на улице Сакко и Ванцетти, и здесь на Слонова, и сейчас расположены аптеки. Жизнь известного фармацевта Георга Георгиевича Фридолина трагически оборвалась. Фармацевт и владелец аптеки обладал необыкновенной добротой и всегда помогал людям. Также он был высококвалифицированным провизором. Но местные власти конфисковали его аптеку, а вместе с этим основателя и создателя аптек выгнали с работы. Фридолин не смог пережить такого удара и вместе со своей семье ушел из жизни добровольно.
Ранее мы также писали о шедеврах архитектуры Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Волгограда, Нижнего Новгорода, Самары, Калининграда, Воронежа.
Редакция портала Всеостройке.рф рассказывает про достопримечательности города на Крайнем Севере
Редакция портала Всеостройке.рф рассказывает про архитектурные достопримечательности города с особенной архитектурой.
Редакция портала Всеостройке.рф рассказывает про архитектурные достопримечательности столицы Кабардино-Балкарии
Редакция портала Всеостройке.рф рассказывает про достопримечательности Подмосковья
Редакция портала Всеостройке.рф рассказывает про достопримечательности города на Крайнем Севере
Редакция Всеостройке.рф узнала, какой недвижимостью владеет звездная пара.
По сводному отчету ВШЭ, по состоянию на май 2025 года строительная отрасль продолжает наращивать темпы роста.
Редакция портала Всеостройке.рф рассказывает про архитектурные достопримечательности города с особенной архитектурой.