Благодаря цифровизации Группа «Самолет» стала вторым застройщиком Европы
На Петербургском международном экономическом форуме большая часть обсуждений посвящена строительной отрасли, в том числе ее цифровизации.

Так, управляющий партнер «Самолет Москва» Андрей Иваненко рассказал, каких экономических эффектов удалось добиться компании после перехода в цифру в 2018 г.
Напомним, Группа «Самолет» занимает 4% от строительного рынка России. Это второй застройщик по объему ввода в стране и в Европе – больше объемов Группы «Самолет» реализуют только китайские и американские застройщики.

«5 лет назад мы поставили перед собой задачу цифровизации бизнеса и земельного парка, который на тот момент составлял 26 млн кв. м. Если бы мы двигались стандартными темпами и методами, которые присущи среднему застройщику, то “переработали” бы столь огромную территорию только за 40 лет. А работать с таким массивом в Excel или по звонку – крайне сложно», – рассказал Андрей Иваненко.
Интересно, что при ближайшем рассмотрении цифровизации как таковой выяснилось, что девелопмент и строительная отрасль обогнали по цифровизации лишь рыболовство и сельское хозяйство. Но в результате сложной и кропотливой работы Группе «Самолет» удалось добиться ряда положительных эффектов в своей деятельности.
Во-первых, повышения продаж и цен. «Благодаря оптимальному управлению стоимостью и динамическому ценообразованию, средняя стоимость объектов нашей компании на 2-3% выше, чем у любого другого застройщика. Так, понимая спрос на конкретный объект, мы можем понижать или повышать цену», – заметил Андрей Иваненко.
Во-вторых, происходит поддержка принятия решений продавца на линии. Ежемесячно сайт «Самолет» посещает 2 млн уникальных пользователей – этот показатель сравним с самыми топовыми площадками по недвижимости в стране. При этом умные алгоритмы научились понимать, купит ли посетитель квартиру, и какое предложение для него будет самым подходящим.
Если брать стройку и девелопмент, то Группа «Самолет» была первым проектным институтом, которые 100% перешли на BIM, хотя его внедрение вместо двухмерных чертежей заставило специалистов и подрядчиков изрядно понервничать. В результате сегодня 100% проектов проектируется своими силами и только в BIM.
«Стоимость проектирования с BIM повысилась у нас на 10-15%, а количество изменений в рабочей документации упало в 4 раза. Казалось бы, ерунда. Но если мы на стройплощадке будем выдавать новые исправленные чертежи взамен старых, то придется снести часть возведенной конструкции и построить ее заново. С BIM нам не нужно платить 2 раза за одну и ту же работу, и темпы строительства и производства увеличились. Таким образом, несомненно, цифровизация улучшила качество наших объектов», – сообщил Андрей Иваненко.
Хотя качество вообще очень сложная тема для понимания – это восприятие человеком предполагаемых стандартов и того, что он получит по факту. Группа «Самолет» в своей работе ориентируется на уровень удовлетворенности покупателем. Да, исторически все российские архитекторы были «бумажными», но им нужно дать возможность проявить свои творческие способности. И взаимодействие с архитектором должно идти на всем этапе создания продукта – это и позволяет применение BIM.
Наконец, цифровизация позволяет работать с командой. Так, ИИ может оценить, с какой вероятностью человек уйдет из компании, и какие стимулы позволят добиться большей лояльности.
«В целом потенциал для развития огромный. А основной критерий цифровой зрелости для Группы “Самолет” – это процент выручки, который компания инвестирует в цифровые разработки. Например, в банках – это 10-12%, в ритейлере – 4-5%, а мы инвестируем в новые разработки около 4% или около 12 млрд руб. в год. Другие компании, скорее всего, инвестируют гораздо меньше», – рассказал Андрей Иваненко.
Кроме того, 90% программного продукта компания разрабатывает самостоятельно, а если бы покупала решения с рынка, то тратила бы 25-30 млрд руб. ежегодно. Например, создан Единый цифровой инструмент управления портфелем S. Center. Это цифровая диспетчерская, которая содержит всю информацию о проектах, прогрессе, сроках. Он доступен в любое время из любого места.
Благодаря применению технологий искусственного интеллекта и системам компьютерного зрения, компания за 5 мес. выписала штрафы за несоблюдение техники безопасности, например, отсутствие касок и других средств индивидуальной защиты, ограждений на высоте и т.д., на 350 млн руб. Причем эти средства будут инвестированы в безопасность компании. Плюс это позволяет рассчитать производительность одного строителя на площадке в месяц и выплачивать работникам деньги за реальный объем выполненных работ. Так, в 2020 г. производительность составляла 250 тыс. руб. на одного человека, а в 2023 г. – 550 тыс. руб.
Для сравнения, в России средний показатель составляет 350 тыс. руб., в Китае – 600 тыс. руб., в Южной Корее – 612 тыс. руб., в США – 550 тыс. руб. Этого удается достичь в том числе и за счет цифровизации. В целом за 2 года производительность труда в компании увеличилась на 60%.
Также искусственный интеллект превышает прогнозы экспертов, производителей и поставщиков по ценам на арматуру. Так, ИИ рассчитывает их с точностью до 92%, а человек – не более 20%. А на этапе отделочных работ 3D-сканирование позволяет выявлять недостатки, улучшать качество работ и предотвращать штрафы.
«В целом сейчас огромного спроса на новые технологии, например, робособак, нет, но есть спрос на технологии 40-80-х гг., которые прошли адаптацию в небольших объемах. Предположительно, в течение 10-20 лет будет большой бум в строительных технологиях, которые пройдут префабрикацию. Практической же выгоды от новых роботизированных технологий мы в компании пока не ощутили», – подытожил Андрей Иваненко.
Новости по теме
На участке, который приобрел девелопер, планируется строительство жилого небоскреба One Tower.
Новый продукт рассчитан на собственников жилья, которые хотят сдать недвижимость в долгосрочную аренду.
Федеральный девелопер «Неометрия» провел масштабный НЕО-репортаж из разных точек побережья города Сочи.
Под застройку попадает 11 участков.
Последние новости
Портал Всеостройке.рф узнал о самых популярных недочетах, часто встречающихся у разных застройщиков.
Друзья и партнеры банка погрузились в атмосферу шоу о чувствах и технологиях.
В каких жилых комплексах люди вынуждены стоять в очереди, чтобы попасть в автобус.
Виктория Ковалевская, руководитель департамента маркетинговых исследований «Главстрой Регионы» рассказала о планах компании и о конкуренции в Московской области.