Skip to main content

14.02.2024 10:35

Аналитика рынка

Столкнется ли стройотрасль в 2024 году с дефицитом цемента или его удорожанием?

Узнали прогнозы специалистов крупнейшего производителя цемента в России — холдинга ЦЕМРОС.

Летом 2023 года стройотрасль России столкнулась с нехваткой цемента на стройках. Тогда специалисты заявляли, что причин этому несколько, и в первую очередь — это трудности логистики и нестабильность ЖД и автоперевозок. Изменится ли ситуация в 2024 году, какие цели ставит перед собой один из самых крупных производителей цемента — ЦЕМРОС — портал Всеостройке.рф узнал у специалистов холдинга.

«Ожидается сильный дефицит провозных мощностей в пиковый период»

Принятые государством в 2020-2023 годах меры поддержки жилищной отрасли оказались своевременными: льготные ипотечные программы способствовали поступательному росту объемов жилищного строительства. Объем ввода жилья в России по итогам 2023 года достиг исторического рекорда и превысил отметку в 110 млн.кв.м, в то время как в 2020 году, в первый год запуска субсидий на выдачу жилищных кредитов, данный показатель составлял только 82 млн.кв.м (рост на +34%).

По словам директора по закупкам и логистике Дениса Назарова, в то же время в условиях длительного строительного цикла жилых домов (2-4 года от момента начала строительства до ввода в эксплуатацию), и, как следствие, большой инертности отрасли меньшими темпами вырос и спрос на цементную продукцию — если в 2020 году совокупный объем потребления цемента составил 56 млн.т, то по итогам 2023 года общий объем спроса достиг 65 млн.т (+16% к уровню 2020 года).

Также выяснилось, что последние несколько лет фиксируется тенденция к росту доли автотранспорта при перевозках цемента, и прошедший год не стал исключением. В 2023 году автотранспорт обеспечивал порядка 40 млн.т, или свыше 61% от общего объема поставок указанной продукции, что сразу на +2 п.п. выше уровня 2022 года.

Рост спроса на автомобильный транспорт объясняется рядом факторов, в том числе возможностью более оперативной и мобильной доставки, фактически до «двери» потребителя, а также закупкой цементными заводами собственного автопарка. Дополнительным фактором, ускоряющим увеличение доли автоперевозок, являются системные инфраструктурные сложности в работе магистрального ЖД-транспорта, усугубившиеся в 2023 году.

— При этом, безусловно, говорить о конкуренции между автомобильными и железнодорожными перевозками не совсем корректно, указанные виды доставки в большей мере дополняют друг друга — при поставках значительных объемов на дальние расстояния железнодорожные вагоны остаются приоритетным способом отправки, — подчеркивает Назаров.

По его словам, с учетом усугубившейся в 2023 году сезонности потребления цемента (потребление в I квартале 2023 года снизилось, а спрос в летние месяцы был выше, чем в аналогичные периоды 2022 года) логистические ограничения стали чуть ли не главной проблемой отрасли. И если сезонное закрытие дорог и сезонный дефицит парка ЖД-вагонов являются постоянным фактором, ограничивающим перевозки, то в 2023 году к ним добавились острейший дефицит водительского состава, рост числа инфраструктурных ограничений на сети АО РЖД и введение нового порядка регулирования ЖД-перевозок с использованием Динамической модели загрузки инфраструктуры (ДМЗИ).

— К сожалению, замедление оборота вагонов сводит на нет усилия цементников по обновлению и увеличению парка специализированных вагонов-хопперов (которые, к слову, за год подорожали на 30-40%) — в последние годы постройка новых вагонов компенсируется снижением их оборачиваемости. Поэтому сезонный «дефицит вагонов» в 2023 году ощущался еще острее, чем ранее, — говорит Денис Назаров.

При этом в 2024 году также ожидается достаточно сильный дефицит провозных мощностей в пиковый период перевозок цемента автотранспортом. Негативный эффект от дефицита водителей будет усиливать высокая востребованность парка универсальных автомобилей (тентованные / бортовые полуприцепы) в сегменте электронной коммерции, торговли и промышленном секторе, ужесточение государственного регулирования и контроля (в определенных случаях избыточного) в вопросах соблюдения нагрузки на ось и перегруза транспортных средств.

— Все эти факторы приведут к увеличению спроса на грузовой автопарк, удовлетворить который в сжатые сроки будет невозможно. А с учетом значительно выросших затрат на закупку и обслуживание техники, практически удвоившихся за 2 года зарплат водителей, резко возросшей стоимости лизинга из-за повышения ставки ЦБ, значительное увеличение логистических расходов в цене цемента становится неизбежностью, — прогнозирует директор по закупкам и логистике.

Спрос непредсказуем 

Специалисты ЦЕМРОС отмечают, что предугадать объем спроса в 2024 году невозможно — в течение года фиксируются регулярные колебания, дисбалансы спроса на цемент как в помесячном, так и в региональном разрезе, что существенно затрудняет процесс планирования производства и логистики. В зимний период изменения проявляются особенно остро, что связано с чередой морозов и оттепелей, это сильно влияет на стройку. Следовательно, первые календарные месяцы не являются решающими в части прогнозирования спроса на цемент в годовом выражении.

— К примеру, в январе-феврале прошлого года объем потребления цемента в РФ снизился к аналогичному периоду 2022 г. на 8%, в то же время в последующие месяцы 2023 г. спрос на цемент рос опережающими темпами (в некоторых регионах во время пика строительного сезона сразу на +30% относительно уровня 2022 года), и по итогам всего 2023 г. прирост достиг более 5%. Подобная ситуация наблюдалась и в 2022 г. — за первый квартал потребление цемента выросло относительно первого квартала 2021 г. на +22%, но растеряв весь рост в последующие месяцы, по итогам года достигнув всего +2%. Компанией регулярно проводится мониторинг внешних условий, при необходимости вводятся соответствующие изменения в программы производства продукции для обеспечения растущего спроса при росте потребления или снижения издержек при сокращении рынка, — отмечает руководитель департамента маркетинга и стратегического анализа ЦЕМРОСа Денис Усольцев.

Инновационные методы в производстве

В целом же, в 2023 году перед компанией стояла непростая задача — нарастить производственные мощности и ввести новые технологии в условиях турбулентности внутриполитической обстановки и перестановки сил и ресурсов не в пользу отрасли. Например, увеличение импорта цемента из дружественных стран, что составляет большую конкуренцию и угрозу отечественной промышленности, которая и так переживает не лучшие дни.

— Тем не менее ЦЕМРОС активно стимулировал производственные мощности и модернизировал производство, вводил новые стандарты альтернативного топлива, совершенствовал политику доставки продукции клиентам, внимательно следил за благополучием работников и получением ими достойной заработной платы. После проведенного ребрендинга компании ЦЕМРОС непрерывно развивает собственную производственную и техническую базу, строит инженерные центры, модернизирует заводы, находит новых надежных партнеров, — говорит Денис Усольцев.

Он рассказывает, что ЦЕМРОС входит в 2024 год со смелыми планами, среди которых:

— увеличить поставки специального цемента для строительства бетонных дорог;

— расконсервировать и запустить в работу Ульяновский цементный завод;

— повысить качество инвестиций в социальное благополучие сотрудников;

— начать разработку четырех новых карьеров;

— развивать собственные ремонтные подразделения и производство запчастей;

— внедрять новые цифровые проекты в производство, чтобы быть более эффективными;

— продолжить обучение и развитие сотрудников в рамках философии постоянных улучшений;

— закупить новые грузовики, чтобы развивать автомобильную доставку цемента и др.

Руководству компании удалось оперативно разработать стратегию по импортозамещению посредством введения проекта РМЦ (ремонтно-механические цеха) по изготовлению и ремонту запасных частей на базе 3-х производственных площадок (Мальцовский портландцемент, Мордовцемент, Жигулевские стройматериалы). Была проведена закупка оборудования и набор персонала, а также начат выпуск части импортной номенклатуры изделий.

Cтратегия «Бережливого производства» внедряется на предприятиях компании с 2021 года и подразумевает сокращение любых производственных потерь путём всеобщего ухода за оборудованием, увеличением срока его службы с одновременным сокращением всех возможных потерь, в том числе длительности простоев, количества брака, несчастных случаев на производстве.

Компании удалось отличиться в вопросах введения инновационных методов в производстве – создан собственный Инженерный центр. Эта структура отвечает за инженерно-техническое развитие компании. В сферу их компетенции входит поиск эффективных решений целого ряда наиболее актуальных проблем.

Отдельного внимания заслуживает внедрение цифровых технологий на производстве — «Цемрос.Digital». На предприятиях внедряются цифровые помощники, которые обрабатывают данные в реальном времени с помощью ИИ и машинного обучения, что помогает находить оптимальные варианты регулирования производственного процесса, тем самым повышая производительность труда, снижая затраты и избегая человеческого фактора.

— Учитывая потребности в оперативной доставке продукции клиентам, ЦЕМРОС ежегодно проводит аудит на предмет актуальных методов оптимизации транспортировки товаров и услуг. Все для того, чтобы ещё рациональнее и эффективнее доставлять продукт по цепочке от производителя до конечного получателя. Помимо этого, ЦЕМРОС создал сеть региональных центров дистрибуции. Терминалы компании раскинулись по всей стране, от Балтики до Сибири. В 2022 году через терминальные комплексы реализовано 1,5 миллиона тонн цемента. Расширение сети центров дистрибуции ЦЕМРОСа в 2023 году позволило выйти на новые рынки и повысить скорость и качество обслуживания клиентов. Во многих регионах нивелировались сезонные риски, связанные с весенней распутицей и задержками доставки, за счёт накопления запасов цемента на терминалах, — рассказывает Денис Усольцев.

ЦЕМРОС заинтересован и дальше развивать сеть центров дистрибуции. На 2024 год запланирован комплекс мероприятий, который призван сделать обслуживание более оперативным и своевременным. Уже скоро планируется открыть несколько дополнительных перевалочных комплексов на базе имеющейся инфраструктуры в регионах, а также начать строительство новых центров дистрибуции. Развитие сети перевалок позволяет обеспечить доступность цемента конечному потребителю в регионах, удаленных от заводов. Эта товаропроводящая сеть направлена на спрямление контрактов, обеспечение оперативности поставок и улучшение сервиса.

Компанией принимаются меры для обеспечения растущего спроса на цемент: модернизируется оборудование, закупка транспортных средств, а в некоторых случаях и расконсервация производств. Так, в условиях фиксируемого по итогам 2023 года увеличения потребления цементной продукции в регионах Поволжья в планах на 2024 год стоит поэтапное восстановление мощностей предприятия Ульяновскцемент — по завершении проекта в дополнение к действующим объемам производства холдинга завод будет выпускать более 400 тыс. т продукции в год.

— В то же время необходимо отметить, что специфика отрасли требует заблаговременного планирования производственно-хозяйственной деятельности и сбытовой политики цементных предприятий, включая формирование графиков подвоза сырья, слаженную работу транспортных компаний, наличие свободных складских мощностей, предсказуемость импорта и активности застройщиков. В этих условиях реализация цемента будет зависеть в первую очередь от предъявляемого спроса и уровня конкуренции в отдельных регионах, приоритетного выполнения компанией долгосрочных контрактов и заявок, — подытожил руководитель департамента маркетинга и стратегического анализа ЦЕМРОСа.

Подписаться на новости портала Всеостройке.рф
Новости по теме
Из 16 городов-миллионников только в Красноярске и Перми первый взнос в 20% и зарплата позволяют семьям с детьми оформить семейную ипотеку

«Мир квартир» и «Выберу.ру» провели исследование по городам-миллионникам о том, сколько в реальности составит первый взнос и ежемесячный платеж по семейной ипотеке за «двушку».

Дата публикации 05-12-2024 15:00
Аналитика «Домклика»: по стране распроданность жилья снизилась на 0,3%, а цены выросли на 2,9%

Инвестиционная привлекательность строительной отрасли снизилась — главный вывод «Домклика» по рынку жилья за 2024 год в презентации руководителя Центра финансовой аналитики Сбербанка Михаила Матовникова.

Дата публикации 04-12-2024 8:30
Во всех городах в 2024 году снизилось количество зарегистрированных ДДУ — от 10 до 47%

Продажи за 2024 год не идут ни в какое сравнение с бешеными темпами 2023-го — по всем городам объемы упали, но не везде одинаково.

Дата публикации 01-12-2024 13:30
Все надежды на рассрочку: её доля на рынке столичных новостроек выросла в 8 раз и достигла 40%

Эти люди планируют в будущем перейти на ипотеку по более низким ставкам.

Дата публикации 30-11-2024 11:30
Последние новости
Фамильная дача и квартира в стиле хай-тек: где живет Елена Ваенга

 Какая недвижимость находится в собственности Елены Ваенги, рассказывает Портал Всеостройке.РФ.

Дата публикации 06-12-2024 18:50
Банкротство застройщиков: причины и последствия

Редакция портала Всеостройке.рф о том, что происходит с застройщиками после поднятия ключевой ставки.

Дата публикации 06-12-2024 18:35
Отмена СНиПов в строительстве

Редакция портала Всеостройке.рф о том, как отмена обязательных строительных нормативов повлияет на качество строительства жилой недвижимости.

Дата публикации 06-12-2024 18:20
Военная ипотека после банкротства

Редакция портала Всеостройке.рф про новые особенности и последствия банкротства военнослужащих.

Дата публикации 06-12-2024 18:15
Всё о стройке

Независимая площадка девелопмента
России и стран СНГ

Мероприятия