Skip to main content

28.11.2024 16:00

Разное

Новый вызов для цементной отрасли: рост тарифов на железнодорожные перевозки увеличит издержки производителей до 21%

С 1 декабря тарифы на железнодорожные перевозки стройматериалов, в том числе и цемента, вырастут, что в совокупности с прочими факторами неминуемо скажется и на стоимости продукта для конечных потребителей – строительных компаний.

Среди них и застройщики жилья, которые, вероятно, будут вынуждены заложить этот рост в стоимость квадратного метра: в период высокой ключевой ставки девелоперам все сложнее удерживать цены на прежних уровнях. 

Ситуация с железнодорожными перевозками в цементной отрасли накалялась давно: цемент, как и остальные строительные материалы, не являются приоритетным грузом для железнодорожников. Класс их перевозки, согласно Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (ЕТСНГ), первый, то есть самый дешевый. Соответственно, доход от транспортировки такого груза – минимальный. Поэтому вагоны, пути и локомотивы под него РЖД выдает, мягко говоря, неохотно, чем тормозит доставку важного ресурса. Особенно остро эта проблема чувствуется весной – в период традиционной активизации спроса на стройматериалы. 

Доступ к железнодорожным перевозкам цементникам ограничивают ещё и правила недискриминационного доступа (ПНД): перевозки грузов в последнюю очередь имеют доступ к железнодорожной инфраструктуре в условиях ее ограниченной пропускной способности. Проблему осложняет недостаточное развитие самой инфраструктуры, отсутствие тяги и локомотивных бригад, увеличение числа «брошенных» поездов, в результате чего существенно увеличиваются сроки доставки цемента на стройки страны.

Ещё одна проблема – ужесточение логистических ограничений на приём груза к перевозке и заадресовку железнодорожного подвижного состава, которая уже носит массовый характер. При этом железнодорожные перевозки цемента на 98% осуществляются во внутреннем сообщении, и подавляющее большинство из них осуществляется без использования провозных способностей на лимитирующих направлениях, таких как подходы к портам, пограничные переходы. Введенные РЖД ежесуточные квоты на прием к перевозке порожних вагонов ниже реальных потребностей и возможностей цементных заводов. 

Это приводит к ухудшению ситуации с перевозками цемента по железной дороге. Статистика уже отрицательная: по данным «Союзцемента», который объединяет ведущих производителей цемента России и других стран Евразийского экономического союза, объем перевозок цемента железнодорожным транспортом по итогам октября текущего года составил 2 113 тыс. тонн  – это на 12,1% ниже показателя сентября 2024-го. По сравнению с октябрем прошлого года тоже отмечается снижение – на 4,1%. 

Новый вызов текущего года – с 1 декабря 2024 года тарифы на грузовые перевозки ОАО «РЖД» вырастут на 13,8%. Кроме того, с 1 января 2025 года увеличатся понижающие коэффициенты на перевозки минерально-строительных грузов (а с 1 января 2026 года от будет и вовсе отменен). Плюс со следующего года на 10% будут увеличены тарифы на порожний пробег полувагонов, платформ и универсальных крытых вагонов, которые используются для доставки цемента. 

Всё это приведет к снижению общей эффективности работы и росту издержек производителей цемента на железнодорожные перевозки: в случае с навальным цементом – на 19,5%, с тарированным – на 21%, подсчитали в ЦЕМРОС. Это в разы выше прогнозируемого Минэкономразвития уровня инфляции в стране в 2025 году – 4,5% год к году. 

То есть удорожание железнодорожной логистики для производителей цемента будет минимум в 4 раза выше уровня ожидаемой инфляции. И конечно, это скажется на стоимости цемента для потребителя – компаний строительного комплекса, в том числе и застройщиков жилья, которым в реальности высокой ключевой ставки и так непросто удерживать цены на квартиры на прежних уровнях. 

Ранее портал Всеостройке.рф рассказал, почему производитель цемента развивает собственное логистическое направление. 

Подписаться на новости портала Всеостройке.рф
Новости по теме
Где жить в Екатеринбурге: обзор лучших районов для комфортного проживания

Редакция портала Всеостройке.рф изучила самые лучшие районы столицы Урала.

Дата публикации 09-07-2025 12:15
В Свердловскую область для решения проблемы с дефицитом кадров приедет 1 млн специалистов из Индии

Об этом заявил глава Уральской торгово-промышленной палаты (УТПП) Андрей Беседин.

Дата публикации 09-07-2025 12:02
Самые высокие риски затоваривания наблюдаются на рынке новостроек Краснодарского края, Самары и Владивостока

Наибольшая доля нераспроданных проектов в Краснодарском крае, она составляет 77%, примерный срок их реализации — 5,6 года

Дата публикации 08-07-2025 20:10
Средний возраст 62% ипотечников в РФ, по оценке Банка России, достигнет 60 лет и более к моменту полного погашения кредита

Такие данные привела директор департамента финансовой стабильности Банка России Елизавета Данилова.

Дата публикации 08-07-2025 17:12
Последние новости
Отчётное видео с круглого стола Росконгресс Урбан Хаб на тему: «Выжить, что...

Дискуссия между бизнесом и властью прошла горячо и интересно.

Дата публикации 09-07-2025 14:44
Где жить в Екатеринбурге: обзор лучших районов для комфортного проживания

Редакция портала Всеостройке.рф изучила самые лучшие районы столицы Урала.

Дата публикации 09-07-2025 12:15
В Свердловскую область для решения проблемы с дефицитом кадров приедет 1 мл...

Об этом заявил глава Уральской торгово-промышленной палаты (УТПП) Андрей Беседин.

Дата публикации 09-07-2025 12:02
Спутники, дроны и GIS-платформы: какие технологии помогают при выборе участ...

Редакция портала Всеостройке.рф разбиралась, чем руководствуются девелоперы, принимая решение о покупке земли.

Дата публикации 09-07-2025 10:42
Всё о стройке

Независимая площадка девелопмента
России и стран СНГ