Skip to main content

14.06.2024 11:48

Интервью ТОПов

Михаил Бочаров, заместитель генерального директора по науке АО «СиСофт Девелопмент»: «Серьезные вендоры не могут ориентироваться на краткосрочные решения и просто выполняют собственную программу развития, исходя из потребностей широкой клиентской базы»

О новых правилах формирования и ведения информационной модели объектов  капстроительства он рассказал в интервью директору портала Всеостройке.рф Светлане Опрышко

Правительство РФ приняло Постановление № 614 от 17 мая 2024 года «Об утверждении Правил формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства…». Это очень важное решение, которое затрагивает практически весь строительный сектор страны. В нем ставится без преувеличения историческая задача по цифровизации огромной отрасли, в значительной мере затрагивающая изменение глобальных бизнес-процессов на основе самых современных технологий. Но насколько обоснован и своевременен такой подход, насколько готовы сами строители к таким серьезным переменам, рассказал заместитель генерального директора по науке АО «СиСофт Девелопмент» Михаил Бочаров.

– Михаил Евгеньевич, давайте начнем с основного вопроса. На какой период рассчитан этот документ? И что изменится после того, как он вступит в силу?  

– Настоящее Постановление вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г. На практике это означает, что участники строительного процесса на всех его основных этапах – проектирование, строительство и эксплуатация объекта – должны формировать и вести информационную модель (ИМ). Что это означает для застройщиков, и готовы ли они к такой работе в реальном измерении, а не на бумаге? Конечно же нет! И принятое Постановление многим упростило, а многим осложнило жизнь. При этом оно долгожданное, причем сразу по двум направлениям. 

Во-первых, оно является исполнением положения, записанного в ГрК, в статье 57. В нем сказано, что именно правительство утверждает правила формирования и ведения информационных моделей. А это до сих пор было предусмотрено только подзаконными актами Минстроя России, что не соответствовало Градостроительному кодексу. Такой акт должно издать правительство. Сейчас подобный документ появился, и можно вздохнуть с облегчением: прошла эпоха безвременья, которая продолжалась с 1 марта 2023 года и завершается 1 сентября 2024 года. 

– А почему Вы называете это период безвременьем, что для него было характерно? 

– В этот период ИМ каждый потребитель формировал и иногда даже вел так, как считал нужным. Или пытался это делать, как написано, например, в пресловутом СП 333.1325800.2020, не читая «Область применения» этого СП, что удивительно. Призываю всех это сделать немедленно и, прочитав, многие просто забудут об этом СП 333.1325800.2020. Либо, выполняя требования различных, особенно региональных, экспертиз, сочинявших их иногда, исходя из собственного понимания, что такое ИМ.  

– Вы говорили еще о втором направлении. 

– Да, это уже не плюс, а минус. Просто мы поняли, что теперь этот минус есть. Речь идет о сроках: Постановление опять ограничили сроком в 6 лет, до 1 сентября 2030 года. Почему? Через 6 лет опять поменяются правила или раньше? Нам твердят об импортозамещении, а кто-то понимает, что вендору для создания сложного продукта нужны солидные вложения и определенный срок окупаемости на рынке. Шесть лет мало, значит, всерьез никто не рассчитывает на импортозамещение? Серьезные вендоры не могут ориентироваться на краткосрочные решения и просто выполняют собственную программу развития, исходя из потребностей широкой клиентской базы. Да и потребителю вкладывать в новые разработки каждые шесть лет точно неинтересно.

– Чем еще «порадовало» новое Постановление?

– Новое Постановление так же, как и ранее действующее 1431, утверждает правила формирования и ведения ИМ и состав сведений и документов, которые в нее включаются. Частично повторяются предыдущие положения, но есть и существенные отличия. Наконец-то легализована цифровая информационная модель (ЦИМ), которая до этого широко использовалась в различных НТА, а также появился некий «оператор информационных систем», причем не «государственных», а просто «информационных систем». Это позволяет также легализовать разработку Минстроя – информационную систему управления проектами (ИСУП), которая по факту уже внедрена по всем регионам. В отличие от половинчатой легализации ЦИМ, вызывающей многочисленные вопросы, легализация «оператора» вполне правильная и своевременная. Минстрою как ФОИВу ответственному за цифровую вертикаль очень необходима структура типа ИСУП. Это, конечно, промежуточный этап, как и вариации на тему XML-схем, но именно он позволит сдвинуть цифровую стройку с места. Нужна практика применения и сотрудничества с разработчиками основных тяжелых отечественных САПРов, иначе этот «самолет не полетит», и основная причина – отсутствие контроля за данными и ответственности за их качество. Такая основная причина усугубляется тем, что нет четкой структуры хранения и управления данными. Это если посмотреть с точки зрения стратегии, а ведь многие рассуждают с тактических позиций. Сколько раз приходилось слышать утверждения – зачем нам какие-то данные, нам нужны процессы или вопросы, что такое качество данных. Ликбез со спорщиками пусть проводит время и обманутый потребитель. Но постановления нужно писать именно со стратегических позиций и с учетом тактических трудностей, а то ведь как у Сань Цзы получается: «Стратегия без тактики – это самый медленный путь к победе. Тактика без стратегии – это суета перед поражением». 

– Вы говорите об определенных пробелах или недостатках Постановления 614. Насколько они существенны

– Само Постановление – полстранички текста. Гораздо важнее приложения, которые это Постановление утвердили. Критиковать утвержденное уже поздно, нужно выполнять, а это уже не только стратегия, но в основном и тактика. Да, нужны подзаконные акты, а самое главное – наведение порядка в нормативном хаосе последних лет. Повторюсь, Постановление не обсуждают, а исполняют. И все фантазии на тему нормотворчества последних лет от разных технических комитетов Росстандарта и сводов правил от Минстроя должны быть приведены к порядку смыслов, указанных в Постановлении 614. Вводить в заблуждение потребителя уже рискованно: с 01.07.2024 шутки с информационным моделированием будут измеряться миллионами рублей убытка. 

– А возникнут ли сложности с созданием ИМ в связи с уходом из России многих ведущих иностранных вендоров? 

– Давайте уточним – у кого? 

У пользователей линейки ПО «СиСофт Девелопмент», скорее всего, нет: мы давно и успешно обеспечиваем наших потребителей решениями, которые могут выполнять необходимые действия формирования и ведения ИМ. У нас самая широкая линейка бесшовных технологий информационного моделирования.

У решивших перейти с практически с любого западного ПО на наши продукты затруднение будет в единовременных тратах на решения и на переобучение сотрудников.

У тех, кто надеется усидеть на двух стульях в надежде на возврат легальных западных продуктов, сложности максимальные и зависят от быстроты решения по переходу на отечественные решения. Кроме того, есть нюанс: использующим западные решения не гарантирована защита от ошибок в расчетах, производимых этими нелицензионными продуктами. И возникает резонный вопрос доверия к таким проектам. Это нужно учитывать всей цепочке – от проектировщиков до эксплуатирующих организаций. И почему молчат различные экспертизы, они ведь в первых рядах стоят на страже качества проекта и верят расчетам в ломаных версиях Autodesk?  

Но это мелочь. Для тех, кто ориентируется на стратегическое развитие, сейчас открылись заманчивые перспективы развития и собственных продуктов, и цифровой вертикали страны. Любителям быстро заработать на волне цифровизации остается совсем мало времени: потребитель отходит от растерянности и начинает понимать, что цифра – это всерьез и надолго, и ориентируется на длительную интероперабельность жизненного цикла ИМ. Западные коробочные решения уступают отечественным и по кастомизации под потребителя, и по неучету особенностей российского законодательства и специфики.

Мы, ответственные перед своим потребителем, крупнейший отечественный вендор, стремимся к состыковке всех продуктов по принципу бесшовного управления данными и процессами.  

– И какие перспективы сейчас у российской экономики?

– У России появилась уникальная возможность отбросить неработающие западные решения и предложить свои идеологические подходы по управлению данными, развивающие конкуренцию среди продуктов и способствующие их развитию. Они у нас есть, но нас пока еще многое сдерживает. Нужно не только менять программное обеспечение, нужны более кардинальные изменения, затрагивающие «прокрустово ложе» западных стандартов и форматов данных. Об этом неоднократно говорил и Президент России, например, на заседании «Форума будущих технологий» в июле прошлого года, да и жизнь подсказывает то же самое. Также нам нужно отказываться от монополизма и переходить к конкурентной среде отдельных технологий информационного моделирования по формированию и ведению ИМ. Это выгодно для потребителя и усилит конкуренцию. Положительные примеры есть, нужно желание идти вперед и менять психологию, сложившуюся за многие годы господства западной концепции OpenBIM. Продукты «СиСофт Девелопмент» во многом опережают рынок по удобству для пользователя по интероперабельности данных. Бесшовность – наш конек, позволяющий решать проблемы промышленных российских потребителей.   

– Насколько мне известно, еще один вопрос, имеющий немаловажное значение, связан с составом сведений и документов, которые загружаются в ИМ.          

В 2018 г. Президент РФ подписал Поручение Правительству о модернизации и повышении качества строительства с целью обеспечить внедрение технологий информационного моделирования и принятия стандартов информационного моделирования. Срок исполнения – 1 июля 2019 года. Предлагалось повысить эффективность строительства с помощью ТИМ. Тогда это поручение не могло быть выполнено в заявленный срок, так как на тот момент огромное влияние на наш рынок ПО оказывали западные разработчики. Стандарты то принимались, то отменялись. В итоге уровень логичности нормативных цепочек – нулевой. И это лоскутное нормативное наследство сейчас продолжает действовать и даже преумножается. В 2019 году был принят ФЗ, который внес необходимые изменения в Градостроительный кодекс. В нем появилось определение ИМ. Это позволило в определенной степени стабилизировать рынок и стратегически выстроить технологии информационного моделирования по цифровым вертикалям, за которые отвечает государство, и горизонталям – в области ответственности крупных вендоров в интересах пользователей. Если говорить о составе сведений ИМ или атрибутивных данных, то это легко: проектная документация и ИМ по Градостроительному кодексу – одно и то же. Читай Постановление 87 и формируй ИМ. Но этого мало, нужно думать об остальных этапах жизненного цикла, где могут понадобиться и другие данные, связанные с элементами и компонентами ИМ. Отечественные ТИМ позволяют это сделать, а практика наработается с опытом. Единственное – нужно останавливать «принтер» технических комитетов Росстандарта, генерирующий необоснованные сущности. 

– Как бы Вы могли оценить значение Постановления Правительства № 614? 

– Важное, нужное, долгожданное. Но, полагаю, неокончательное, до даты истечение срока его деятельности текст будет много раз изменен. Однако в любом случае – это движение вперед. Но Постановление нужно менять очень осторожно, а не так, как происходит сейчас со стандартами. Есть такой термин – опережающие стандарты. В нашей среде часто они создаются на основе непродуманных фантазий или становятся бессмысленным результатом в результате длительных согласительных процедур, когда разработчик вынужденно сует в стандарт «хотелки» противоположных взглядов, лишь бы получить заветное «Согласовано». И кто последний «согласовал», того мнение и взяло верх. Как с этим «стандартом» потом работать? Что же надо в таком случае делать? Рынок остро нуждается в технических документах, основанных только на положительной практике. Вместо этого мы получаем некие произвольные представления о будущем в виде компромиссных стандартов. Это потенциально способно помешать многим строительным компаниям успешно начать цифровизацию. Между тем, порог вхождения в нее должен быть максимально низким. И ради этой цели мы должны прилагать все возможные усилия.

Новости по теме

Основатель и директор по развитию Virtual Land Никита Грузд: «Мы сконцентрированы на том, чтобы не потерять имя в погоне за прибылью»

Портал Всеостройке.рф узнал, чего не хватает сегодня застройщикам в цифровизации, сократится ли спрос на технологии виртуальных платформ и как будут выглядеть продажи недвижимости завтра.

Дата публикации 17-07-2024 13:27
Об особенностях перехода на BIM/ТИМ строительной отрасли России рассказал редактор самого оппозиционного цифрового канала и технический директор SIGNAL Александр Попов

Чем BIM отличается от ТИМ, почему застройщики не понимают, что от них требуется в этой области и когда ждать полную цифровизацию строительства в России – об этом в эксклюзивном интервью директору портала Всеотройке.рф Светлане Опрышко рассказал технический директор SIGNAL Александр Попов.

Дата публикации 11-07-2024 13:41
Владимир Денисов: «Строительная и медийная индустрии развиваются в синергии»

В эксклюзивном интервью директору портала Всеотройке.рф Светлане Опрышко руководитель холдинга «ЕвроМедиа» Владимир Денисов рассказал о тенденциях на строительном рынке, совместных с Минстроем России медиапроектах и перспективах сотрудничества с Китаем.

Дата публикации 11-07-2024 10:30
Директор ФАУ «ФЦС» Андрей Копытин: «Цифровизация – важнейший инструмент для ускорения всех процессов в отрасли»

ФАУ «ФЦС» – Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве».

Дата публикации 09-07-2024 10:23

Последние новости

Микрофинансовым организациям хотят дать право выдавать ипотеку

Опубликован Законопроект № 676714-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 

Дата публикации 21-07-2024 15:30
Сети связи больше не будут входить в общее имущество МКД  

Минстрой подготовил Проект Постановления Правительства «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2005 г. № 491».

Дата публикации 21-07-2024 14:59
Разработан проект изменений к своду правил по системам противопожарной защи...

Вынесен на общественное обсуждение Проект Изменений №1 СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования».

Дата публикации 21-07-2024 12:00
Стало проще подготовить и согласовать документацию по размещению линейных о...

Соответствующие изменения утверждены Постановлением Правительства от 12.07.2024 № 950 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2022 г. № 575». 

Дата публикации 20-07-2024 12:00
Всё о стройке

Независимая площадка девелопмента
России и стран СНГ

Мероприятия