Шедевры архитектуры Кирова, которые должны быть в вашем туристическом маршруте
Редакция портала Всеостройке.рф рассказывает об архитектурных шедеврах города на Вятке.

Большинство архитектурных памятников распложены в центральной части, которая находится на высоком берегу реки Вятки. Эти здания являются свидетелями истории Хлыновской крепости (первоначальное название города Хлынов). В этой статье мы сделали подборку десяти зданий, которые стоит увидеть туристу.
1. Свято-Успенский Трифонов мужской монастырь (ул Горбачева,4)
Монастырь действующий, возрожден в 1991 году. Главная его достопримечательность – великолепный пятиглавый Успенский собор, возведенный в 1864 – 1889 годах. Внутреннее убранство собора отличается пятиярусным иконостасом с древними иконами, который в ХХ веке был отреставрирован и покрыт чудесной палехской росписью. Так же в ансамбле монастыря выделяются: надвратная Никольская церковь, открытая в 1690 – 1695 годах, Благовещенская и Трехсвятительская церкви, кельи.
2. Ансамбль Спасо-Преображенского Новодевичьего монастыря
Ансамбль, основанный в 1624 году, с невероятно нарядной и праздничной Спасо-Преображенской церковью. Адрес: Динамовский проезд вл.6. Здесь расположены архитектурные памятники XVII века. Монастырь восстановлен в 2001 году и в настоящее время является действующим. На рубеже XVII – XVIII столетий на средства вятского купца И. А. Гостева на месте старой деревянной была построена доминанта архитектурного ансамбля монастыря – каменная Спасо-Преображенская церковь. Возведением храма занималась артель вятских мастеров каменного дела: Иван Никонов, Тихон Чернядьев, Михайло Старков и Исак Московитинов. Церковь была построена в стиле русского узорочья, получившего распространение в искусстве XVII в. Виртуозная резьба по камню, пластичное оформление наличников, нарядные кокошники, широкие ленты карнизов и сочные спаренные полуколонки, разделённые поребриком, придают храму праздничность и нарядность, что характерно для фольклорно-поэтического восприятия действительности народными мастерами. Именно по образцу данного храма строились многие вятские церкви конца XVII – начала XVIII в.
3. Церковь Иоанна Предтечи (ул. Свободы, 54-д) XVIII века
Это один из самых древних действующих православных храмов в Кирове и один из редчайших памятников вятского зодчества начала XVIII века. Храм построили в 1723 году, он имеет уникальное решение – восьмерик «от земли». Этот приём был присущ исключительно деревянному зодчеству, и в этом плане церковь является единственным памятником каменной церковной архитектуры не только в Кирове, но и в области. Более того, храм построили в то время, когда Пётр I запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. После октябрьской революции храм закрыли, в разные годы в здании располагались архив, планетарий и общество охраны памятников истории и культуры. Сегодня храм отреставрирован и является действующим. Храму передали старинную икону преподобного Трифона Вятского, которую на берегу реки Вятки нашли во время земляных работ. Теперь образ преподобного Трифона почитают здесь как храмовую святыню.
4. Троицкая церковь (ул. Проезжая, 27)
Была построена в 1770 – 1775 годах хлыновскими зодчими Василием Швецовым и Петром Рупасовым. Этот великолепный образец ярусного храма до наших дней дошел практически без перестроек, тем более значительных. Что большая редкость.
5. Художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых (ул. Карла Маркса, 70)
Открылся в 1910 году. Это один из старейших в нашей стране художественных музеев. Находится он в красивейшем здании XIX века. В экспозицию вошли: довольно интересные собрания западноевропейской и русской живописи, а также древние иконы. Мраморное здание Вятского художественного музея им. В.М. и А.М. Васнецовых было открыто в 1992 году. Оно было построено по проекту кировских архитекторов В. И. Борцова и В.И. Кропачева. Тогда же был установлен бронзовый памятник братьям В. М. и А. М. Васнецовым работы московского скульптора Ю. Г. Орехова.
6. Дом-музей А.С. Грина (ул.Володарского, 44)
Литературный музей А.С. Грина, выдающегося русского писателя, является единственным в России. Музей расположен в здании, выстроенном на месте деревянного дома, в котором в пору своего детства жил писатель. Открыт 23 августа 1980 г., к 100-летию со дня рождения писателя. Одноэтажный каменный дом с мезонином принадлежал крестьянину А.Г. Морозову. В настоящее время здание признано памятником истории и культуры федерального значения. Экспозиция музея рассказывает о жизненном и творческом пути А.С. Грина. Главным замыслом ее авторов было стремление показать истоки творчества писателя, духовное становление личности. Большое место в экспозиции отведено детским годам будущего писателя, прошедшим в Вятке. В «детской» и «гостиной» воссоздана типичная для семьи рядового служащего обстановка, где представлены подлинные и мемориальные предметы из семьи Гриневских: мебель, посуда, готовальня, книга, переплетенная Александром Грином, камень яшма, привезенный в подарок отцу. Экспозиция «Жизнь и творчество А.С. Грина» повествует о мире увлечений, интересах, трудных годах скитаний и творчестве писателя. Центральное место в экспозиции отведено феерии «Алые паруса» – произведению, ставшему классикой романтизма в отечественной литературе.
7. Дом-музей М.Е. Салтыкова-Щедрина (ул. Ленина,93)
25 октября 1968 г. в г. Кирове в доме, где в годы ссылки проживал М.Е. Салтыков-Щедрин, открылся литературный музей на общественных началах. С 1971 г. музей является отделом Кировского областного краеведческого музея. Центральное место в экспозиции занимает зал № 1, в котором воссоздана обстановка, типичная для кабинета провинциального чиновника середины XIX в. Здесь представлены подлинные предметы того времени из бывшего Губернского правления, при котором служил М. Салтыков, а также экспонаты из архивов вятских знакомых писателя: редкие издания книг, журналов, газет, фотографии, копии архивных документов. Во втором зале воссоздана обстановка гостиной: экспонируются соответствующая мебель (складной ломберный столик, стулья, банкетка), предметы интерьера, типичные для городской среды того времени, а также французское кабинетное пианино 30-50-х гг. XIX в. Интерьер третьего зала передает деловой стиль кабинета в квартире вятского чиновника середины XIX в. Комнату украшают старинные немецкие настенные часы.
8. Музей К.Э. Циолковского, авиации и космонавтики (ул. Энгельса, 16)
Один из четырех музеев связанных с именем этого великого ученого в России. Расположен он в историческом здании, некогда принадлежавшем купцам Шуравиным. Дело в том, что здесь когда-то жила семья Циолковского. В 1988 году по инициативе дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР В.П. Савиных состоялось открытие музея К.Э. Циолковского, авиации и космонавтики. А в 2018 году открылся Детский космический центр. Сегодня музей – это уникальный многофункциональный комплекс, включающий в себя историческое здание и современный космический центр, оснащенный экспозиционными, выставочными и интерактивными залами с высокотехнологичным оборудованием и роботами. В музее можно не только увидеть костюмы космонавтов, спускаемый аппарат и макеты спутников, но и самим создать облака, опробовать систему работы адронного коллайдера. В одном из залов центра есть уникальная возможность совершить виртуальную прогулку по МКС, изучить ее внутреннее устройство.
9. Здание бывшей приказной избы (ул. Дрелевского, 4 б)
Приказная изба является памятником архитектуры федерального значения первой половины XVIII века. Это один из немногих памятников гражданской архитектуры Вятки-Хлынова, сохранившихся со времен дорегулярной городской застройки. В 2023 году здание было отреставрировано. В нем представлена экспозиция «История здания в истории города», которая знакомит посетителей с историей самого здания, улицы Казанской, вятскими ремеслами, их развитием, а также с традициями вятского гостеприимства и кухни. В экспозиции первого зала представлены музейные предметы, которые расскажут о жизни, быте, ремеслах простых жителей Вятки. Интерьер второго зала наполнен более редкими и изысканными музейными экспонатами и рассказывает о торговле и купечестве.
10. Корпуса губернских присутственных мест (Динамовский проезд, 2, 4)
Здание построено в стиле классицизма. Начинается Динамовский проезд с двух корпусов губернских присутственных мест. Эти здания были построены по проекту архитектора Филимона Рослякова в 1790 г. для того, чтобы разместить губернских служащих. В XIX веке и до революционных времен в двух корпусах (южном и северном) работали губернское правление, казенная палата с губернским казначейством, контрольная палата, управление государственными имуществами, типография и другие учреждения. Здесь служили два самых известных вятских ссыльных чиновника – Александр Герцен и Михаил Салтыков-Щедрин. Последнему в южном корпусе установлено сразу два памятника – на фасаде здания и внутри подъезда. Герцен в этом здании работал, в частности, над первой в регионе газетой – «Вятские губернские ведомости», которая появилась в 1838 г.
Ранее мы также писали о шедеврах архитектуры других городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Волгограда, Нижнего Новгорода, Самары, Калининграда, Воронежа, Выборга, Томска, Севастополя, Тюмени, Саратова, Ярославля, Чебоксар, Красноярска, Уфы, Челябинска, Екатеринбурга, Омска, Новосибирска, Перми, Ростова-на-Дону, Краснодара, Казани, Владивостока. А еще про архитектурные шедевры других стран, например, Сингапура.
Редакция портала Всеостройке.рф ответила на вопрос о том, как понять, энергоэффективен ли ваш будущий дом.
Важно было бы получить государственный прогноз, в котором обозначенные объемы потребления цемента гарантированы государством — отмечает Мартынкина
Редакция портала Всеостройке.рф изучила самые лучшие районы столицы Урала.
Об этом заявил глава Уральской торгово-промышленной палаты (УТПП) Андрей Беседин.
Редакция портала Всеостройке.рф ответила на вопрос о том, как понять, энергоэффективен ли ваш будущий дом.
Об инновациях, внедрении искусственного интеллекта и ответственности перед покупателем — эксклюзивно для Всеостройке.рф
Важно было бы получить государственный прогноз, в котором обозначенные объемы потребления цемента гарантированы государством — отмечает Мартынкина
По словам эксперта, эстетика по-прежнему остается одним из ключевых факторов при выборе стекла.