Владимир Кошелев о необходимости реформы ЖКХ: «Тарифы растут, деньги с людей собираются, а вода из крана так ржавая и течёт»
Первый зампред комитета ГД по строительству и ЖКХ эксклюзивно порталу Всеостройке.рф рассказал о готовящихся законопроектах в сфере ЖКХ и не только.

Сегодня в России на законодательном уровне ведется большая работа, направленная на решение проблемных вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Какие нововведения обсуждаются и к чему готовиться управляющим компаниям и жильцам в эксклюзивном интервью директору портала Всеостройке.рф Светлане Опрышко рассказал Владимир Кошелев, первый зампред комитета ГД по строительству и ЖКХ.
– Какие сегодня рассматриваются новые законопроекты по регулированию сферы ЖКХ? Что может измениться в этом году?
– В настоящее время приоритетом является реформа ЖКХ, ориентиром которой стал План рекомендаций, разработанный депутатами Государственной Думы под руководством вице-спикера Алексея Гордеева, направленный на решение ключевых проблемных вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и который был направлен в Правительство в октябре 2024 года.
- Государственный учет жилищного фонда и капитальный ремонт общего имущества в МКД:
На сегодняшний день по-прежнему отсутствует система государственного учета, в том числе проведение технического учёта жилищного фонда, его техническая инвентаризация и техническая паспортизация с оформлением технических паспортов жилых помещений – документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям. Равно как и отсутствует система мониторинга состояния внутридомовых инженерных сетей. В результате управляющие организации не могут планировать работы по текущему и капитальному ремонту, власти не могут сформировать объективные и корректные планы реализации региональных программ в сфере ЖКХ, в том числе распределить бюджетные расходы.
Предложения:
а) разработать единое комплексное нормативно-правовое регулирование организации системы технического учета и формирование единой федеральной информационной базы по техническому учёту жилищного фонда на платформе ГИС ЖКХ;
б) внедрить в ГИС ЖКХ механизм хранения сведений об истории дома, изменении его технических характеристик, проведенных работ по текущему и капитальному ремонту дома, видах таких работ и сроках проведения, а также об истории управления и лицах, осуществляющих такое управление, поставщиках работ и услуг;
в) внедрить и совершенствовать механизмы мониторинга и фиксации актуального состояния жилищного фонда;
г) предоставить субъектам РФ дискреционные полномочия по ведению и совершенствованию процедуры государственного учета жилищного фонда.
- Управление жилищным фондом:
– Совершенствование системы допуска на рынок управления МКД и стандартизация деятельности УК.
– Оптимизация перечня исключительной компетенции общего собрания собственников МКД. В частности, если по результатам проведения эксплуатационного контроля или технического обследования, определен перечень работ по текущему ремонту, то их необходимо выполнять без дополнительного согласования с собственниками. Целесообразно в этой части дополнить полномочия ГЖИ правом выдавать предписание собственникам помещений в МКД о доначислении платы за содержание жилого помещения в случае проведения внеплановых ремонтных работ.
– Сегодня Жилищный Кодекс обязывает управляющую организацию ежегодного отчитываться о выполнении договора управления за предыдущий год. Но конкретной формы отчёта УК нет, чем многие организации пользуются. Как правило, отчёт представляет собой, в лучшем случае, одну страницу с перечислением работ, проверить выполнение которых не представляется возможным.
Принятый в первом чтении законопроект дорабатываем ко второму чтению, где вводим для управляющих организаций обязательную форму отчетности перед жильцами, которую утвердит Минстрой.
Это позволит сделать данные, включая потраченные средства граждан, открытыми и доступными для каждого. У управляющих компаний больше не получится жонглировать цифрами и вводить людей в заблуждение.
Особое внимание в краткосрочной перспективе необходимо уделить реформе ценообразования в сфере управления жилищным фондом: формирование экономически обоснованного тарифа за содержание жилого помещения, индексация, контроль расходования средств, полученных от граждан. В этом же ракурсе предстоит затронуть сектор капитального ремонта МКД.
Идет наведение порядка в инвестиционных программах для РСО, который начинается с устранения их формальных и фактических недостатков и заканчивается введением отчетности и контроля в данной области.
В первом чтении приняли законопроект о введении обязанности для организаций водоснабжения и водоотведения разрабатывать инвестиционные программы для обновления изношенной коммунальной инфраструктуры.
Эти документы РСО должны будут согласовывать с региональными властями и, прежде чем вновь поднять тарифы, доказать, что средства были использованы целевым образом. Законопроект позволит уйти от порочной практики, когда до реализации планов инвестпрограмм доходят единицы организаций. А то получается, что тарифы растут, деньги с людей собираются, а вода из крана так ржавая и течёт. От объема находящегося в критическом состоянии, за год замену проходит всего 1,1% сетей водоснабжения. По водоотведению цифра ещё скромнее — 0,3%. Проще говоря, не делается ничего.
Реализация законопроекта не позволит РСО собирать деньги ни за что.
Кроме того, законопроект предлагает включить в инвестиционные программы перечень обязательных работ по текущему и капитальному ремонту уже существующих сетей. Такие планы ремонтов будут разрабатываться на перспективу в пять лет, а не на год, как сейчас.
- Модернизация лифтового хозяйства.
Мы с коллегами по комитету ГД по строительству и ЖКХ проработали и внесли законопроект, который в первом чтении будет рассмотрен ГД на следующей неделе. Он направлен на наведение порядка и введение прозрачности в этом проблемном вопросе.
Сегодня требования к лифтовому оборудованию определяются ГОСТами. Но ГОСТ – это вид документ добровольного применения, фактически инструкция. Нет механизмов, которые заставят его применять. Добросовестные управляющие компании придерживаются ГОСТа, а многие нет.
Из-за этого за последние пять лет в России произошло более 330 несчастных случаев, вызванных тем, что использование и содержание лифтов осуществлялось организациями и лицами, которые не обладают необходимыми оборудованием и инструментами для выполнения данных обязанностей.
Законопроектом мы предлагаем создать реестр организаций, соответствующих критериям и имеющих допуск к обслуживанию лифтов в многоквартирных домах. Орган, ответственный за ведение такого реестра, должно утвердить Правительство России. Для включения в этот реестр компании, обслуживающие лифтовое оборудование, должны соответствовать чётким критериям. Несоответствие приведёт к невозможности обслуживать лифтовое оборудование в многоквартирных домах.
Помимо этого, мы предлагаем учредить типовую форму договора, включающего текущий ремонт и аварийно-диспетчерское обслуживание, между УК или ТСЖ с одной стороны и обслуживающими лифт организациями с другой стороны.
Осуществляемое специализированной лифтовой организацией техническое обслуживание лифтов, лифтовых шахт и помещений в МКД должно соответствовать требованиям технических регламентов правил содержания общего имущества в доме.
Законопроект призван дополнительно обезопасить тех, кто пользуется лифтами в домах, то есть фактически всех жителей многоквартирных домов, а также позволит существенно сократить аварийность, вызванную непрофессиональными или несвоевременными работами, а также обеспечит бесперебойную работу лифтового оборудования.
Следующим шагом мы должны установить аналогичные требования для обслуживания лифтового оборудования в зданиях с массовым пребыванием граждан (больницы, поликлиники, торговые и бизнес-центры, концертные залы).
– По данным Федеральной службы судебных приставов (ФССП), на 1 января 2025 года число россиян, имеющих задолженность за ЖКХ, составило 3,2 млн человек. Какие рассматриваются нововведения, направленные на борьбу с неплатежами за услуги ЖКХ?
– Упрощение процедуры взыскания просроченной задолженности по ЖКУ посредством расширения сферы применения института исполнительной надписи нотариуса на отрасль ЖКХ.
Неплатежи в жилищно-коммунальном хозяйстве – большая комплексная проблема, которая затрагивает не только интересы РСО и УК, но и потребителей жилищно-коммунальных услуг.
С 1 сентября 2025 года к заявлению о вынесении судебного приказа необходимо будет прилагать подтверждающие документы об уведомлении должника о начале процедуры взыскания во внесудебном порядке. С учётом действующих норм об отсутствии доступа у организаций ЖКХ к сведениям в ЕГРН, взыскание через приказное производство будет фактически прекращено, поскольку корректные сведения о должнике получить невозможно. Как результат, страдать будут законопослушные граждане, которые вовремя оплачивают все услуги, и организации – поставщики ЖКУ.
Оставить всё как есть, значит дать лазейку для злостных неплательщиков уйти от ответственности. Поэтому вносим с коллегами по комитету ГД по строительству и ЖКХ законопроект, который предлагает использовать механизм внесудебного взыскания задолженности посредством исполнительной надписи нотариуса. До направления уведомления должнику о поступившем заявлении о взыскании нотариус должен будет запросить необходимые сведения в ЕГРН в целях исключения вероятности предъявления требования к человеку, который не несет ответственность за образовавшуюся задолженность.
Далее нотариус уведомляет должника. В случае, если последний не оспорил предъявленное требование о взыскании в течение недели, нотариус имеет право совершить исполнительную надпись. Задолженность будет взыскана во внесудебном порядке.
Внедрение подобной практики приведет к значимому экономическому эффекту в части повышения платежной дисциплины в сфере ЖКХ, а также сокращению общего объема задолженности, которая к 1 апреля 2024 года достигла 1,77 трлн. рублей. Будет существенно снижена нагрузка на судебную систему.
Главное в законопроекте – восстановление справедливости. Ответственным плательщикам не придется доказывать, что они ничего не должны. Ну, а с действительных должников взыскать долги будет намного проще.
– В конец прошлого года в России снова начали обсуждать вопрос регулирования риелторской деятельности. На каком этапе этот законопроект и когда он может быть принят?
– Ждем позицию Росреестра. Готовимся вынести законопроект на голосование в эту весеннюю сессию.
Ранее портал Всеостройке.рф рассказал, как создать управляющую компанию в сфере ЖКХ.
В эксклюзивном интервью порталу Всеостройке.рф она рассказала о ситуации с инвестициями в строительстве в 2025 году.
О развитии рынка курортной недвижимости – эксклюзивно для портала Всеостройке.рф
Что легло в основу тренда качественного жилья, и как развивается рынок Новосибирской области – эксклюзивно для портала Всеостройке.рф.
В эксклюзивном интервью порталу Всеостройке.рф он рассказал о ситуации на рынке загородной недвижимости.
Об этом «Российской газете» сообщила директор департамента финансовой стабильности и член совета директоров ЦБ Елизавета Данилова.
Редакция портала Всеостройке.рф расскажет, как грамотно презентовать жилье.
Редакция портала Всеостройке.рф рассказывает, что изменилось с текущего года.
Редакция портала Всеостройке.рф о его особенностях.