Сергей Пахомов, председатель Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ: «СРО не смогли сформировать действенные механизмы очищения своих рядов от недобросовестных субъектов предпринимательской деятельности»
О новых мерах регулирования деятельности СРО в строительстве – эксклюзивно для телеграмм-канала «Законы стройки».
В Градостроительный кодекс РФ планируется ввести императивные нормы о стандартизации деятельности саморегулируемых организация (СРО) в сфере строительства, проектирования и изыскательской деятельности. Что изменится для СРО, и почему потребовались такие меры, в эксклюзивном интервью Светлане Опрышко рассказал Сергей Пахомов, председатель Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ.
– Сергей Александрович, в 2016 году была проведена масштабная реформа системы саморегулирования в сфере строительства и проектирования и изыскательской деятельности. Какие ключевые итоги, на Ваш взгляд, можно подвести?
– Главный положительный итог реформы саморегулирования в 2016 году – запуск механизма самоочищения строительной отрасли от «псевдоСРО». С момента принятия закона № 372-ФЗ из государственного реестра исключены сведения о 62 саморегулируемых организациях в области строительства, проектирования и изыскательской деятельности. Это был важный шаг в интересах добросовестных СРО и организаций–членов СРО.
Сегодня в строительной отрасли подрядчики объединены в 452 саморегулируемых организации и насчитывают в своих рядах порядка 175,1 тысяч членов, в том числе 18,9 тысячи изыскателей, 55,2 тысячи проектировщиков и 101,0 тысячи строителей. Их работу обеспечивают более 426 тысяч специалистов, подтвердивших свою квалификацию.
Общий размер обязательств членов СРО по действующим договорам подряда составляет 11,3 трлн рублей, в том числе 0,06 трлн рублей на инженерные изыскания, 0,21 трлн рублей на подготовку проектной документации 11,03 трлн рублей на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и снос.
– Но не может не вызывать обеспокоенность рост количества несостоявшихся и отменных закупочных процедур, факт наличия которых напрямую свидетельствует о том, что нужные государству работы и услуги либо не были закуплены вовремя в связи с необходимостью проведения повторных процедур, либо не были получены вовсе в течение планового периода. Почему?
– Да, государство хочет видеть от участников рынка проектирования и строительства качество, соблюдение сроков и стоимости. Все эти три пункта сегодня в разной степени проблемные. И это зона ответственности, прежде всего, подрядчиков, контроль за эффективностью работы которых как раз призвана осуществлять действующая система саморегулирования.
По результатам проведенного Минстроем России ежегодного мониторинга деятельности СРО, до настоящего времени все 452 саморегулируемые организации в сфере строительства, проектирования и изыскательской деятельности не использовали свое право устанавливать дополнительные основания для отказа в приеме в члены организации и исключения их из состава участников СРО, а также предъявляли к ним только минимальные установленные требования.
К сожалению, большинство СРО сегодня беспокоятся об объемах компенсационных фондов и возможного наступления имущественной ответственности СРО. Хотя беспокоиться стоило бы о квалификации членов СРО – наличия у них необходимой материально-технической базы и специалистов, качества выполняемых работ.
Когда профессиональное сообщество настояло на готовности перехода отрасли к саморегулированию в 2010 году, государство предполагало, что система саморегулируемых организаций во главе с национальными объединениями обеспечат работу по всем направлениям. Однако самое важное направление – контроль деятельности членов СРО и содействие повышению качества выполняемых ими работ – оказалось фактически брошенным.
– Что надо сделать, чтобы исправить ситуацию?
– Комитетом Госдумы совместно с Минстроем России было выработано решение о введении в Градкодексе императивных норм о стандартизации деятельности самих СРО. Будут введены федеральные стандарты, в соответствии с которыми каждая СРО должна будет разработать свой внутренний стандарт деятельности. Таким образом, будет унифицирована как работа СРО в целом, так и каждого её сотрудника. Федеральные стандарты должны будут разрабатываться национальными объединениями, согласовываться с Минстроем России и Минэкономразвития России перед утверждением.
Настало время в полной мере всем осознать и запустить эту формулу, а каждому ее элементу взять свою часть ответственности за ее реализацию, начать наконец-то эффективно выполнять те самые функции, ради которых они были созданы в существующей системе саморегулирования.
– А что насчет проверок?
– Да, правильным дополнением вышеупомянутого решения и хорошим стимулом навести порядок в своей работе станет дополнение основания для проведения Ростехнадзором внеплановых проверок СРО и введение административной ответственности национальных объединений и их руководителей, саморегулируемых организаций и руководителей СРО.
– И после проверки, допустим, выявлены нарушения. Какие действия дальше? Лишение статуса СРО?
– Сегодня для исключения сведений о СРО из госреестра требуется подготовка решений Национального объединения саморегулируемых организаций и Ростехнадзора, которыми последовательно проводятся мероприятия по выявлению одних и тех же нарушений в деятельности организаций.
Мы же нашим законопроектом предлагаем исключить такое дублирование и определить, что в случае несоответствия количества членов СРО, размера компенсационного фонда и нарушений регионального принципа формирования. Ростехнадзор на основании заключения Национального объединения сможет принять соответствующее решение во внесудебном порядке без проведения внеплановой проверки.
Таким образом, процедура оптимизируется, но правило «двух ключей» сохраняется.
В случае поступления в национальное объединение информации и сведений о нарушении СРО установленных требований в течение 10 рабочих дней проводится оценка такой информации и установления возможности или невозможности устранения нарушений, выдается соответствующее уведомление СРО, контролируется ход его исполнения.
В случае неустранимого характера нарушения или систематического характера в отношении СРО-нарушителя национальное объединение может подготовить заключение об исключении ее из реестра СРО.
– Иногда строительство объектов затягивается, сроки ввода жилья в эксплуатацию срываются. Считается, что основными причинами таких ситуаций являются общая экономическая нестабильность в стране, падение платежеспособности населения, спад промышленного производства. Так ли это?
– Не всё можно списать на проблемы в экономике. Триада «качество инженерных изысканий – качество проектирования – качество строительства» является базовым компонентом системной безопасности любого объекта капитального строительства, где проектирование занимает важнейшее место в процессе создания и реновации объекта или целой территории.
По данным ФАУ «Главгосэкспертиза России», каждый четвертый комплект проектной документации, поступающий на государственную экспертизу, содержит ошибки, которые могли бы привести к разрушению зданий, сооружений и гибели людей.
– Что депутаты предлагают, чтобы исправить ситуацию?
– Мы вводим новые положения, которые станут основой регулирования персональной ответственности. Так, орган исполнительной власти или организация, проводившие экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, орган государственного строительного надзора информируют национальное объединение в течение 5 рабочих дней об основаниях подготовки отрицательного заключения экспертизы, отказа в выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства соответствующим требованиям.
Такие уведомления являются подтверждением недобросовестного выполнения своих должностных обязанностей конкретным специалистом, и Национальное объединение СРО будет обязано с учетом уже определенных Градкодексом функций исключить сведения о нем из НРС. В результате физическое лицо не сможет занимать должность ГИПа или ГАПа как минимум 2 года.
– Будет ли введена персональная ответственности руководителей СРО?
– Анализ Минстроя России показал, что СРО не смогли сформировать действенные механизмы очищения своих рядов от недобросовестных субъектов предпринимательской деятельности. Одной из причин такой ситуации является отсутствие публичности и открытости принимаемых СРО решений, а также каких-либо санкций в отношении СРО за неисключение недобросовестных подрядчиков или неприменение к ним мер дисциплинарной ответственности.
Это приводит к тому, что в членах СРО числятся подрядчики, не соответствующие установленным законодательством требованиям или вообще прекратившие свою деятельность в сфере строительства, а установленный СРО низкий уровень требований в своих внутренних документах позволяет подрядчикам, не обладающим необходимыми компетенциями, выходить на строительный рынок.
Мы предлагаем ввести административную ответственность в отношении саморегулируемых организаций в сфере строительства, в том числе штрафы до 100 тысяч рублей за нарушение требований к размеру и расходованию средств компенсационных фондов.
Кроме того, мы предлагаем введение штрафов за нарушение порядка, срока или периодичности проведения СРО проверки деятельности своих членов: для должностных лиц штраф от 5 до 20 тысяч рублей, для юрлиц – от 20 до 50 тысяч рублей. Также за прием в члены СРО лица, не соответствующего установленным требованиям, или непринятие мер по исключению такого лица из СРО предлагается установить штраф в размере от 10 до 20 тысяч для должностных лиц, для юридических лиц – от 20 до 100 тысяч рублей.
Также предлагаем установить штраф за нарушение порядка применения мер дисциплинарного воздействия или порядка рассмотрения дел о нарушении членами СРО требований НПА и стандартов СРО: для должностных лиц – от 5 до 15 тысяч рублей, для юрлиц – от 20 до 50 тысяч рублей. За повторные нарушения предлагается установить штрафы для должностных лиц от 40 до 50 тысяч рублей или их дисквалификация на 1-3 года. Также законопроектом предлагается ввести штрафы за невыполнение требований предписания об устранении нарушений: для должностных лиц от 5 до 15 тысяч рублей, для юрлиц – от 20 до 50 тысяч рублей.
Помимо этого, в отношении национальных объединений предлагается установить предупреждение или ввести штраф за нарушение порядка осуществления оценки соблюдения СРО требований НПА и федеральных стандартов, за неразмещение или нарушение сроков размещения на своих официальных сайтах в сети “Интернет” сведений и информации в соответствии с требованиями, а также за нарушение порядка ведения НРС: для должностных лиц – от 10 до 50 тысяч рублей, для юрлиц – от 50 до 200 тысяч рублей.
Ранее Сергей Пахомов, Председатель Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ, рассказал порталу Всеостройке.рф о реформах в ЖКХ и о том, какая поддержка нужна застройщикам.
Павел Федосов, руководитель центра IoT МТС, эксклюзивно для портала Всеостройке.рф и канала «Альянс Цифровых Лидеров в стройке» прокомментировал новости.
02-01-2025 13:34О компании, конкуренции на рынке и планах – эксклюзивно для портала Всеостройке.рф.
10-12-2024 12:55О тенденциях развития рынка высокобюджетных новостроек в границах старой Москвы – эксклюзивно для Всеостройке.рф.
09-12-2024 9:00О тяжелых временах для девелоперов и о том, какие компании останутся на плаву, – эксклюзивно для портала Всеостройке.рф.
06-12-2024 13:45Паспорта размещены на сайте ведомства и содержат показатели до 2030 года.
24-01-2025 8:55Перечень станет основой реестра ИТ-расходов всех федеральных министерств и ведомств.
24-01-2025 8:13Редакция Всеостройке.рф на примере ЖК «ФоРест» в Татарстане рассказала, как воплощаются в жизнь главные тренды, которым следуют девелоперы в строительстве малоэтажных ЖК высокого класса во всем мире.
23-01-2025 17:56Подборка ТОП-5 жилых комплексов с сити-фермами и теплицами от портала Всеостройке.рф.
23-01-2025 17:06